Деньги в карман — искусство мимо кассы | Умная Россия

Деньги в карман — искусство мимо кассы

Творчество в наши дни стало менее скандальным. Если не считать инцидента на выставке Василия Слонова на «Винзаводе», прошлый год не был отмечен «разгромами», вызванными влиянием искусства на наше сознание. Развожу руками.

Наиболее громкие скандалы перешли в «институт» и связались в первую очередь с финансированием бывшего Государственного центра современного искусства или ГЦСИ. Это стало толчком  к разрушению современного искусства как институциональной сферы.

Летом 2018 к нам в телефоны прилетела новость о том, что помещения Самарской фабрики-кухни уйдут Третьяковской галерее. Важно понимать, что это был памятник конструктивизма, ранее принадлежащий госцентру современного искусства. Инициатором возможного «попила» бюджета выступил политик Александр Хинштейн. Напомним, что филиал Третьяковки в Самаре сыграл бы на руку депутату и его предвыборной кампании.

Фото: pixabay/ Free-Photos

Средневолжская Третьяковка получила здание четыре года назад, но только прошло два года, как госцентр слился в компании с РОСИЗО. После данного инцидента жизнь в московском отделении почти прекратилась. Опустилась тишина. Главные творцы уволились, что повлекло за собой уход и провинциальных коллективов. Если прежние власти ГЦСИ хотели развивать всероссийскую сеть подразделений и филиалов, то нынешние главы уже «объединенного» РОСИЗО-ГЦСИ, напротив, не высказывают особого желания уходить в провинции от столичных отделений.

И что же мы имеем сейчас? На наших глазах рушатся знаменитые Гороховские склады – это отмечают томские активисты. Они были выделены для Сибирского филиала госцентра современного искусства. Правительство Северной Осетии решило судиться с объединением: депутаты требуют избавления от руин, находящихся в главном владикавказском парке.  Так как денег, отведенных на ремонт постройки Северокавказского филиала ГЦСИ так никто и не получил. Таким образом, реставрационный проект Ю. Аввакумова, похоже, останется лишь на карандашной бумаге. Вообще год современного искусства не задался на Владикавказе: с треском провалилась «Аланика». Многолетняя история этого фестиваля прервалась, так как у руководства «объединения» не хватило денег на его проведение. Но это далеко не самое обидное. Дело в том, что средства волшебным образом нашлись в РОСИЗО под конец 2018 года. Из этих сумм тоже видимо по велению волшебной палочки (или ручки) управление само себе выписало миллионные премии. Увы, ни одной из них не хватило даже для проведения фестиваля. Вот она – поддержка современного российского искусства! А потом жалуемся, что нет хороших реставраторов и дизайнеров. И куда потом деваться молодым художникам-выпускникам ОЦ «Сириус», окончившим стажировки по направлению «искусство»?

Фото: pixabay/qimono

После этого случая Минкульт РФ судорожно начал какую-то проверку… дошло до того, что была поставлена новая начальница. Однако вернуть прошлой репутации после премиального скандала не удалось. Так на кону оказалась жизнь региональных отделений объединения РОСИЗО и ГЦСИ.

В 1992 году было принято решение о создании ГЦСИ. Это должно было привести к тому, что андеграунд должен был покинуть чердаки и подвалы. Теперь он – предмет национального интереса.

Получается, что расширение сети ГЦСИ стало делом национальным. Однако ввиду последних новостей и итогов 2018 года, стоит сделать соответствующие выводы. Либеральный проект – вне интересов нашего государства, увы.

В крупных городах, таких как Москва, отсутствие госцентра не особо сказывается на жизни российского современного искусства. Есть фонды, премии…  А каково провинции? В большинстве регионов отсутствие чувствуется как нигде. Это фактический упадок. Как живётся художникам в провинциях – это отдельная история, требующая самостоятельной статьи.

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/hALF5

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх