Дмитрий Десятниченко прокомментировал ежегодный отчёт кабмина

Дмитрий Десятниченко прокомментировал ежегодный отчёт кабмина

Представленный Председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным в Госдуме отчет является ярким примером отчета о работе кабинета министров-технократов: все достижения, как и все перспективные задачи, сформулированы предельно лаконично, чётко, конкретно. Напомню, что прямо перевод греческого τεχνοκρατία – это буквально – власть мастеров. И если мы посмотрим на ряд отмеченных Михаилом Мишустиным результатов, то убедимся, что это результаты слаженной и системной работы профессионалов. Меры поддержки бизнеса разработались и запускались предельно оперативно.

Я бы, наверное, объединил в некую общую группу тезисы, связанные с обеспечением макроэкономической стабильности и достаточно быстрой стабилизацией ситуации в области кредитно-денежной политики. Еще в конце лета 2022, как российские, так западные аналитики в своих прогнозах, давали гораздо более пессимистические оценки ожидаемой динамики основных макроэкономических показателей экономики России. По итогам года, падение ВВП России составило чуть более 2%, хотя, по первым прогнозам, апреля 2022 г., Институт международных финансов прогнозировал падение ВВП России на уровне 15%, Всемирный Банк – на уровне 11,2%, Минэкономразвития России – на уровне 7,8%. Полагаю, что в ближайшие годы исследователями всего мира будет проведён достаточно подробный и всесторонний анализ того, как при таком немыслимом объеме санкций, введённых за столь короткий промежуток времени против одной страны с достаточно открытой экономикой — России, ни её экономику, ни финансовую систему не удалось ни сломить, ни нанести стратегического урона. Бизнес сообщество и государственный аппарат сработали слаженно и показали поистине чудеса адаптивности.

При этом, безусловно не стоит избирать и эдакую «шапкозакидательную» позицию, что санкции не сильно влияют на экономику и финансы. Влияют они достаточно сильно и вполне измеримо. Но именно это заставляет Правительство и бизнес постоянно искать новые, нестандартные решения в постоянно меняющихся условиях, с целью смягчения и нейтрализации негативных эффектов для российской экономики и общества. Из здесь технократизм в управлении, когда решением тех или иных локальных, количественно измеряемых задач, занимаются опытные и компетентен профессионалы, работающие на результат, оказывается, как мы видим, весьма эффективен. Кабинету министров, при этом приходится в режиме реального времени, непрерывно обеспечивать горизонтальную и вертикальную синхронизацию и приоретизацию решения локальных задач с целью эффективного достижения стратегических целей и приоритетов развития экономики в целом, что на практике кране сложно.

Сохранение на территории России многих видов производств иностранных компаний, обеспечивающих насыщение внутреннего рынка и занятость населения – еще одна крайне сложная и важная задача Правительства в отчетном году. И здесь мы видим результаты адресной, част индивидуальной работы с западными инвесторами. Далеко не всех удается удерживать, но чаще оказывается возможным находить компромиссные по форме решения, когда фактическая деятельность трансформируется, но не приостанавливается, хотя существенно корректируется ее юридическая регламентация. Несмотря на очевидные успехи, над этой задачей Правительству вероятно предстоит продолжать активно работать и в текущем году.

Тезис о возможности выхода на темпы роста ВВП в 2024 г. выше развитых стран видится достаточно реалистичным по двум причинам: внутренним и внешним. Из внутренних – ожидаемый и прогнозируемый как российскими, так и западными аналитиками положительный рост нашей экономики уже с 2024 г. Внешние причины – весьма вероятный кризис, а возможно и рецессия в ряде высокоразвитых экономик. Вероятность их наступления в текущих условиях имеет свойство нарастать. Экономические санкции – оружие обоюдоострое, и наши бывшие партнёры уже начали отчетливо ощущать проблемы с инфляцией издержек, есть признаки существенных проблем с устойчивостью национальных финансовых систем. В 2023 г. вероятно встанет вопрос экономической эффективности и конкурентоспособности ряда секторов национальных экономик многих развитых стран, прежде всего европейских.

Таким образом, можно констатировать, что задачи стабилизации российской экономики и финансовый системы преимущественно решается успешно. Приоритетной становится задача стимулирования реального экономического роста в ключевых секторах экономики на всей территории России.

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/fJoE5

РАНХиГС Санкт-Петербург – один из ведущих вузов Санкт-Петербурга в области подготовки государственных и муниципальных служащих, а также управленцев для реального сектора экономики, общественных и политических организаций. spb.ranepa.ru

Наверх