Как открыть свою студию? | Умная Россия

Как открыть свою студию?

Мы сооснователи студии графического и веб дизайна Коллабра. Аня и Вика — два дизайнера, которые занимаются любимым делом и стремятся сделать мир чуточку красивее и удобнее.

Но на этом пути оказалось гораздо больше препятствий, чем мог ожидать каждый из нас.

Как все начиналось? За время учебы в университете мы подружились и профессионально сработались. После выпуска устроились работать штатными сотрудниками, но быстро поняли, что хотим чего-то большего. Через год приняли амбициозное решение и создали дизайн студию.

Все, что мы имеем спустя 2 года со дня основания — результат нашего самостоятельного труда. У нас не было инвестиций, а стартовый капитал составлял сумму, которую мы могли себе позволить выделить от зарплат в найме, по 20 тысяч рублей с каждой.

Но если бы все зависело только от финансов, то строить самостоятельный бизнес было проще простого. За время работы каждой из нас пришлось стать мастером на все руки: маркетологом, копирайтером, менеджером, бухгалтером и много кем ещё. Но самая главная сложность — постоянный поиск возможностей для продвижения и новых клиентов. Начинали с малого — просто вели тематический аккаунт в соцсетях, хотя амбиции у нас всегда были не скромные. Мы изначально выходили на очень высококонкурентный рынок и, чтобы встроиться в систему, приходилось работать в несколько раз больше. За первые пол года набрали всего 500 подписчиков, провели пару неудачных интеграций с блогерами. Сделали выводы, перестроили стратегию и запустили новую рекламную компанию. Параллельно с этим активно вели аккаунт: публиковали сторис и посты каждый день, без выходных, создавали бесплатные обучающие материалы, чтобы завоевать доверие аудитории и показать свою экспертность.

Наш план сработал на отлично — клиентами стали не только индивидуальные предприниматели, но и крупнейшая российская корпорация. Но все процессы в это время не были структурированы и каждый раз выстраивались с нуля. Конечно, проекты всегда были готовы вовремя и, в целом, всё работало хорошо, но уже тогда мы понимали, что если выстроить чёткую систему, то можно сэкономить много времени и сил.

После февраля 2022 года весь мир изменился, и мы снова остались без понятного нам и плодотворного метода продвижения. Стало ясно, что это возможность сделать следующий большой шаг вперед. Мы сразу переключились на поиски новых методов продвижения: посещение тематических мероприятий, нетворкинг, индивидуальные предложения сотрудничества.

Также мы поняли, как важно быть самостоятельными и не зависеть от сторонних платформ, поэтому разработали сайт. Звучит гораздо проще, чем 4 месяца дизайна, написания текстов, проведения фотосессий и, наконец, разработки. Но так как сам по себе сайт бесполезен без seo-настроек и грамотного продвижения, то параллельно, еще за несколько месяцев, пришлось обучиться всем настройкам контекстной рекламы, потому что денег на дополнительного специалиста у нас не было.

Большие проекты приводят к увеличению команды и ответственности за большие суммы денег. Пришлось научиться одновременно руководить и морально поддерживать команду аутсорс-сотрудников, договариваться с клиентами и балансировать между клиентоориентированостью и возможностями нашего бизнеса. Отстаивать свои границы в таких ситуациях — самое сложное. Если при продаже товаров всё чётко и ясно: конкретная единица товара стоит конкретную сумму денег, то в случае с творческими услугами всё гораздо более расплывчато. Пережив несколько спорных ситуаций, вместе с юристами целый месяц составляли договор на оказание услуг, который будет охватывать все возможные ситуации. А ещё установили вариативную систему взаимодействия с клиентами, которая подстраивается под каждый конкретный запрос, но при этом остаётся в рамках стандартизированных процессов внутри студии. Например, кто-то хочет активно участвовать в процессе и всё контролировать, а кто-то, наоборот, хочет получить уже полностью готовый результат и глубоко не вникать. Всё это мы выясняем у потенциального заказчика при первом брифинге и составляем максимально комфортное для обеих сторон предложение.

Ещё один секрет, который позволяет сделать взаимоотношения с клиентом более экологичными — максимально прозрачный процесс составления сметы. Каждый проект мы делим на подробные этапы, прописываем их стоимость и возможные опции. Например, мы можем разработать одну концепцию сайта и стоимость будет ниже, а можем предложить выбор из двух, чтобы посмотреть как разные варианты стилистики будут влиять на восприятие информации, но и стоимость в этом случае увеличивается. Заказчик сам выбирает какой вариант для него удобней.

То же правило работает и со сроками: в случае горящих дедлайнов можно сделать минимальное рабочее решение, а затем уже в спокойном режиме дорабатывать необходимые блоки. Такой подход мы использовали в работе над проектом Ельник — было необходимо как можно скорее запустить сайт, чтобы охватить короткий период предновогодних продаж, а потом совершенствовать всё остальное.

На сегодня у нас уже появилась устойчивая база: выстроенная система ведения проектов, небольшая, но проверенная команда аутсорс-сотрудников, опыт работы со сложными проектами, сильные работы в портфолио и большие планы на будущее, конечно.

На самом деле, справиться со всеми вышеперечисленными сложностями помогает то, что нас двое. Мы стали друзьями раньше, чем бизнес-партнерами и научились успешно совмещать оба этих статуса. Стали своеобразным исключением из правил. У нас два полярных характера: Вика — общительная и эмоциональная, Аня — более сдержанная и вдумчивая. Свойства нашего характера удалось применить в распределении обязанностей в студии: Вика защищает концепции, созванивается с потенциальными клиентами, Аня больше времени уделяет подготовке проектов, маркетингу и финансовым вопросам.

А еще мы вместе каждый день и поэтому часто спорим. Но споры важнее всего: адекватный спор помогает выслушать мнение каждого и принять общее решение, которое будет наилучшим для нашего бизнеса. Несмотря на различия характеров, у нас схожий вкус и единые взгляды на базовые жизненные вещи. Именно это позволяет успешно двигаться дальше. А еще умение слушать и слышать друга, уважать и просто быть другом.

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/djjgG

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх