Что такое номадистика?
Номадистика – это наука, изучающая кочевые народы. Она появилась сравнительно недавно. В первые десятилетия XX века русский востоковед профессор Юрий Николаевич Рерих положил начало системному изучению жизни кочевых племен.
Чем кочевой образ жизни отличается от оседлого?
Наряду с оседлым образом жизни, когда народ или племя селится на одном постоянном месте, существовало кочевничество. В отличие от оседлых племен, кочевые – не имели постоянного места жительства и регулярно сменяли его. Живя, как правило, за счет скотоводства, кочевники получали почти всю нужную для жизни продукцию: мясо, молоко, шкуру, шерсть.
Все народы мира в прошлом принадлежали или к оседлой, или к кочевой группе. Первые развивались в рамках территориальных границ исторической родины. Вторые, не признавая национальных границ, шли по пути развития, не привязанному к конкретной территории.
Жизнь кочевников
Термин «кочевничество» («номадизм») произошел от греческого слова νομάς (род. νομάδος), что означает «пастух, скотовод, кочевник».
Кочевая цивилизация стала важным этапом в развитии истории человечества. История кочевого мира охватывает около трех тысячелетий, от появления скифов в VIII веке до н. э.
Если говорить о вкладе кочевников в мировую цивилизацию, можно отметить, что они способствовали распространению основных религий: буддизма, христианства и ислама. Конная стрельба из лука и конница стали их открытием в военном деле.
Жизнь кочевников нельзя было назвать сладкой. Приходилось постоянно адаптироваться к суровому климату и новым пастбищам. Часто приходилось сталкиваться с нехваткой водных источников и угрозами нападения противников, а также регулярно заботиться о скоте.
С другой стороны, кочевничество стало спасением для жителей тех регионов земли, где были неблагоприятные условия для земледелия. Поскольку заниматься выращиванием овощей и злаков было невыгодно, племена выбирали для себя скотоводческую деятельность.
Исследования Рериха
Юрий Николаевич Рерих стал тем человеком, который создал номадистику – науку о кочевниках.
Рерих исследовал кочевые народы с точки зрения истории и лингвистики. Еще в юности он увлекался египтологией и монгольским языком и в 17 лет поступил в Лондонский университет на индоиранское отделение Школы восточных языков. За свою жизнь Рерих освоил более 30 различных языков, как мертвых, так и живых. Во время обучения в Лондоне востоковед стал увлекаться народами Средней Азии.
Во время экспедиции Рериха на Тибет, ученый обнаружил знаменитый «звериный стиль» в орнаментах и убранстве оружия кочевников северного нагорья Тибета. Это открытие стало важнейшим в его ученой деятельности. Футляры огнив, пояса, фибулы, нагрудные бляхи, ножны мечей и футляры для амулетов оказались покрытыми орнаментом, повторяющим хорошо известные мотивы скифо-сибирского искусства. Все эти находки свидетельствовали о древней связи между кочевниками Тибета и великим искусством областей Центральной Азии.
Рерих в своих исследованиях пришел к выводу, что история кочевых племен неотделима от истории Индии, России, Европы, Китая и других стран. Кочевники способствовали синтезу многих культур, они предавали традиции в разные уголки земли.
Ученый до самой своей смерти в 1960 году продолжал исследовать сложные вопросы в востоковедении и номадистике и оставил после себя ценные труды: статьи, переводы древних текстов. Дело, начатое Юрием Николаевичем Рерихом, теперь продолжают современные ученые. Историки и этнографы в наши дни пытаются разобраться в тайнах древних кочевых племен. И это действительно ценный труд, потому что номадистика исследует то, что связывает воедино историю человечества.
Автор: Елизавета Жданова