Что не так с треугольником Карпмана? | Умная Россия

Что не так с треугольником Карпмана?

Считается, что в этой модели отношений люди берут на себя роли жертвы, преследователя или спасателя, — и это позволяет им манипулировать друг другом. Теория получила широкое распространение, но ученые смотрят на нее со скепсисом.

Что это

Эту модель отношений в 1968 году описал американский психиатр Стивен Карпман. В честь него она и получила свое название. Хотя сам Карпман предпочитает термин «драматический треугольник».

Карпман обратил внимание, что в большинстве жизненных ситуаций люди как будто бы бессознательно начинают играть одну из определенных ролей. Тот, кто начинает искать поддержки и защиты, в терминологии Карпмана — жертва. Тот, кто нападает и проявляет агрессию, — преследователь. А тот, кто начинает жертву настойчиво защищать, противостоя преследователю, — это защитник.

По такой модели, утверждает психиатр, могут строиться самые разные отношения: семейные, романтические, дружеские, рабочие. Так, в семье исполнять роли будут родители и ребенок. Например: ребенок-жертва жалуется, что не справляется с уроками и не может самостоятельно собраться в школу, из-за чего получает наказания и критику от строгого родителя-преследователя. Но потом второй родитель-спасатель его жалеет и помогает с заданиями.

Считается, что разорвать порочный треугольник очень сложно. Потому что роли на самом деле выгодны участникам треугольника — особенно жертве. Демонстрируя беспомощность, она, по мнению Карпмана, неосознанно заставляет окружающих подстраиваться и брать на себя две другие роли — преследователя и спасателя.

Но в действительности жертва в треугольнике Карпмана вовсе не так беззащитна, как кажется. Исполняя свою роль, она якобы манипулирует другими, избегает ответственности и перекладывает на них решение своих проблем. Карпман уверяет, что если в окружении такого человека не найдется желающих его преследовать и спасать, он просто сменит круг общения и все равно вовлечет кого-то в психологическую игру.

Преследователь тоже получает свою выгоду: обвиняя и притесняя жертву, он на ее фоне чувствует себя значимым и важным. А спасатель повышает самооценку и получает одобрение окружающих за счет того, что стал нужным и помог жертве.

Карпман пишет, что люди, оказавшись в треугольнике, часто меняются ролями — даже во время одного разговора это может произойти несколько раз в зависимости от обстоятельств.

Он объясняет это на примере сказки про Красную Шапочку: сначала она идет к бабушке с пирожками в роли спасателя, потом встречает волка и оказывается жертвой, а как только на помощь приходят дровосеки, меняет свою роль на преследователя. Кстати, в том, что люди попадают в драматический треугольник, Карпман винил родителей, читающих детям сказки: якобы, подражая их персонажам, многие с детства усваивают соответствующие роли и потом действуют так всю жизнь.

Выходить из конфликта Стивен Карпман предлагает тоже с помощью треугольников, например упражнения «треугольник сочувствия».

В этой технике нужно постоянно задаваться вопросами: «Какие роли играет мой оппонент? Какие играю я сам? Кто я? Жертва, которую загнали в угол? А может быть, я спасатель или преследователь?»

Как только получится взглянуть на ситуацию не с позиции одного из ее участников, а снаружи, психиатр советует отнестись с сочувствием к тем, кто заперт в драматическом треугольнике.

Почему это популярно

При разборе конфликтов и противоречий треугольником Карпмана пользуются как психологи, так и просто советчики из числа родственников или знакомых. Действительно, теорию о драматическом треугольнике можно подогнать под практически любую ситуацию.

Партнер расстроен невнимательностью к его просьбам, сосед просит сделать музыку потише, коллега жалуется, что устал выполнять больше всех работы, — все эти ситуации адепты теории могут истолковать как манипулятивное поведение жертвы в треугольнике Карпмана. И благодаря этому получить самое простое решение проблемы — избавить себя от необходимости принимать на свой счет претензии или тратить ресурсы на помощь.

Кроме того, треугольник Карпмана подпитывает опасные когнитивные искажения, в частности — веру в справедливый мир. Из-за нее люди склонны думать, что во вселенной действуют некие законы, благодаря которым каждый получает то, чего заслуживает. И если человек жалуется на жизнь, то исключительно из-за того, что сам не хочет приложить достаточно усилий для ее изменения. Треугольник Карпмана закрепляет представления о жертве как о виновнике и даже выгодоприобретателе в любой сложной ситуации.

Что не так

Существование драматического треугольника научно не доказано. Идея треугольника посетила Стивена Карпмана во время мозгового штурма. Он обратил внимание на положение игроков во время спортивных игр, и решил, что люди точно так же взаимодействуют друг с другом во время игр психологических. Но впоследствии проверять свою гипотезу психиатр не стал: он не проводил никаких экспериментов, которые подтвердили бы его теорию, а в своих статьях и книге в основном опирался на вымышленные примеры, например сказки.

В существовании феномена драматического треугольника не смогли удостовериться и последователи Карпмана. Ни одного исследования, свидетельствующего о существовании такой модели отношений, пока нет.

Например, американские ученые, пытавшиеся доказать, что люди действительно делятся на жертв, преследователей и спасателей и взаимодействуют по описанной Карпманом схеме, просто провели опрос среди 326 добровольцев. Они должны были выбрать наиболее близкие им утверждения, к примеру «мне кажется, я ничего не могу сделать как надо», «я бросаю все свои дела, чтобы помочь другим» и «вокруг меня одни некомпетентные и слабые люди».

Но таким исследованием ученые подтвердили только существование разных черт личности, а не то, что в процессе общения их обладатели обязательно ведут себя определенным образом и создают треугольник Карпмана.

В обзоре научных статей, посвященных драматическому треугольнику, упоминается всего одно исследование, авторы которого якобы доказали существование феномена. В 1984 году они пригласили 90 человек выполнить задания в лаборатории, и когда участники справились, предложили им поработать еще. Ученый в это время отыгрывал одну из ролей — жертвы или преследователя.

Ожидаемо, большая часть испытуемых согласилась на жалостную просьбу жертвы, а не на жесткое требование преследователя. Но эксперимент был проведен с методологическими ошибками — без контрольной группы. Да и считать его результат подтверждением теории можно разве что с большой натяжкой.

Треугольник Карпмана способствует виктимблеймингу — обвинению жертвы. В концепции Стивена Карпмана главным виновником формирования такой модели дисфункциональных отношений является жертва.

Но четких критериев, как отличить исполнителя роли жертвы в треугольнике от человека, на самом деле попавшего в сложную ситуацию или пострадавшего от насилия, Карпман не приводит. Так что, следуя этой теории, человека в беде легко обвинить в том, что он на самом деле извлекает какую-то выгоду.

Теория не предлагает эффективного решения проблем. Несмотря на то что Карпман подробно рассказывает о позиции каждого из участников треугольника, действенных приемов выхода из него он не предлагает. В основном его советы сводятся к тому, что не стоит вовлекаться в манипуляции жертвы и нужно открыто обсуждать проблемы.

Так что лучше воспринимать треугольник Карпмана исключительно как метафору, а не как ответ на вопрос о том, почему в отношениях возникли сложности.

Автор: Ольга Карасева

Источник: Тинькофф Журнал

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/as3AP

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх