Признаки конкурентного рынка
Простейшим типом рынка, с которого начиналась экономическая наука, является рынок совершенной конкуренции. Именно там в дословном виде встречаемся со спросом и предложением, именно на этом рынке достигается максимум общественного благосостояния.
Очень немногие рынки в реальном мире устроены в таком виде. На рынке конкуренции множество производителей продают однородный продукт, и это свойство является очень сильным ограничителем. В мире много производителей шоколада и автомобилей, в каждом городе много ресторанов и розничных магазинов, однако все они отличаются друг от друга, по характеристикам и ассортименту, по расположению и ценам. В конкуренции единственным влияющем на решение о покупке фактором является цена.
Конкуренция – это борьба производителей за наилучшие условия производства и сбыта товара и услуг. Так же к характеристике рынка конкуренции относится свободное вхождение на рынок и возможность свободного обмена информации между потребителями. Такой рынок очень зависим от внешних отрицательных влияний.
Классификация факторов конкуренции:
- Товарные. Свойства и характеристики товара, которые влияют на его привлекательность среди населения и удовлетворенность определенного потребителя. К этому параметру можно отнести: контроль качества, срок службы, выкладка, такие признаки как вкус, цвет.
- Ресурсные. Возникают во внутренней среде предприятия и состоят из ресурсов, управляя которыми руководство может выигрывать соперничество на рынке. Квалификация сотрудников, уровень сервиса, реклама.
- Производительные. Изменяются под воздействием конъектуры рынка и указывают на то, насколько успешным будет товар под воздействием не только внутренних изменений, но и государственных. Логистика, наличие аналогов, количество конкурентов, воздействия со стороны властей.
Виды конкуренции:
- По масштабам: индивидуальная, местная, отраслевая, межотраслевая, национальная, глобальная
- По форме: ценовая, неценовая
- По рынкам: совершенная, несовершенная
- По спросу: олигополия, монополия, чистая
Конкуренция ведется разными методами среди предпринимателей. К добросовестным методам относится снижение цен относительно цен продуктов конкурентов; повышение качества, определенные акценты на сам сервис, создание личного бренда и продвижение продукции. Недобросовестные методы нарушают законодательные нормы. Такой конкурент может распространять фейковую информацию о бизнесе, обманывать о свойствах продукта и реализовывать продукции, используя чужую интеллектуальную собственность. Эти методы влияют на деловую репутацию и преследуются законом.
Автор: Ежова Влада