Архетипы в литературе | Умная Россия

Архетипы в литературе

Ответьте на вопрос: что объединяет между собой Гарри Поттера, Люка Скайуокера и Фродо Беггинса? Это отнюдь не фантастические миры, где они проживают и не популярность их франшиз. Эти три персонажа — яркий пример геройского архетипа, присущего почти каждому литературному произведению. У них есть добрый наставник, пара преданных друзей, помогающий в пути артефакт, и они отправляются в путь, чтобы свершить великое зло.

Это классический пример мономифа «путь героя» — единой структуры сюжета в произведениях. А раз и миф один, значит, и герой должен быть одинаковый. Под этим однотипным героем и подразумевается архетип. 

Но то, что герой является архетипом, не означает, что они равны друг с другом как на подбор. Их можно перепутать с клише, но в отличие от архетипа, клише – это уже готовое место и событие, зафиксированный продукт, кочующий из одного произведения в другое. Архетип — это скорее прообраз, сложившийся на основах человеческого опыта, шаблон или каркас, по которому можно создать определенного персонажа.

Эти шаблоны существовали столько, сколько человек умел писать, но с различными именами, характерами и соответственно, сюжетом. Главное заключалось в том, что даже при наличии этих изменений в совершенно непохожих на себя жанрах и видах искусства, архетипы не меняли своей первоначальной сути. Архетипы были понятны и знакомы каждому человеку, из любой точки мира, любой национальности и религии. Люди все равно могли узнать этих персонажей, какую бы маску они не надели и в какую историю бы не попали. И данные архетипы распространяются не только на людей: архетипом может стать бытовая вещь или артефакт, особенное животное или даже вид сюжета. 

Архетипов на самом деле очень много и все имеют свои собственные детали и принципы написания. В данной статье мы затронем восемь архетипов, которые чаще всего появляются в вышеупомянутом мономифе «путь героя»:

1.Герой. 

Наш главный герой. Данный архетип олицетворяет стремление человека к самоопределению, нахождения места в своем мире. К данному архетипу, помимо вышеперечисленных трех, можно также отнести Ахиллеса и Гектора, Ивана-Царевича, Наташу Ростову и даже Иисуса Христа. Это самый легкий архетип для написания, потому что каждый может ассоциировать себя с ним. 

2. Наставник.

Этот архетип является учителем главного героя, фигурой, олицетворяющей его совесть и вдохновляющей его на дальнейшие подвиги. Обычно изображается в роли мудрого старца с бородой или просто опытного человека, обычно старше самого героя. Для Гарри это Дамблдор, у Ивана-царевича был Серый волк, Василиса Премудрая или Баба Яга, а у Золушки — крестная фея. Наставник нужен для поддержания морального духа героя, его обучения и подготовки. Наставник может как оставаться с героем на протяжении всего путешествия, так и пропадать, выполнив свою функцию. 

3. Привратник.

Это архетип-охранник, его главной задачей является создание проблем для главного героя, с целью преграждения пути к цели и испытания на прочность. С помощью привратника главный герой должен понять правила нового мира и привыкнуть к его испытаниям. Таким является Добби или Голлум. Иногда проявляется в качестве внутренних проблем: комплексы, пороки, заболевания и тд. Данный архетип не всегда является антагонистом и даже может стать союзником героя, но проблем он доставит. 

4. Вестник.

Как и говорит название, данный архетип является нечто вроде посыльного, предвещающего перемены в жизни главного героя. Этот архетип — двигатель сюжета, с которого может начаться все дальнейшее произведение. Архетип вестника не обязательно заключен в образе человека: это может быть событие, вроде похищения Принцессы Леи, природная сила, или оповещение, как сова с письмом. Также этот образ может носить в себе сразу три окраски — положительную, нейтральную или отрицательную — в зависимости от типа вестника. 

5. Оборотень.

Один из самых сложных, но в тоже время интересных архетипов. Эти персонажи изменчивы, им присущи непостоянство и непредсказуемость, причем как внешние, так и внутренние. Они являются семенем сомнения для героя, вызывая последнего задавать вопросы и тем самым, развиваться и по другому смотреть на мир. Маска оборотня — шляпа со вторым дном, под ней очень легко спрятать другой образ. Элена Курагина, Северус Снейп, Фарамир — отличные представители данного архетипа.

6. Тень.

Зеркальное отражение героя, противостоящие ему злые силы. Этот архетип бросает вызов герою, создает конфликт и провоцирует героя на развитие самого себя. Очень важно подметить, что присущие тени черты — это подавленные, тайные желания главного героя или его самый большой страх, такая же часть героя. Но даже самые светлые и нормальные эмоции, если их подавить, станут признаком разрушения. Тени бывают телесными, как Кощей Бессмертный или Саурон, а также бестелесными, как предсказание о погибели или иллюзия Дарта Вейдера в пещере.

7. Союзник.

Второстепенные персонажи, дополняющие и раскрывающие героя образы. Без союзников, герой может показаться одномерным и скучным персонажем. Благодаря им, герой вместе с читателем лучше узнает окружающий мир и самого себя в том числе. Иногда отношения героя и его спутников выносятся на первый план и становятся сюжетообразующими, каким являются Ахилл и Патрокл, Дон Кихот и Санчо Панса, Шерлок Холмс и доктор Ватсон. В качестве союзника может быть друг или оруженосец, а также любовный интерес, животное или даже божество.

8. Плут.

Когда герой по ходу истории начинает зазнаваться, плут с легкостью спускает его на землю. Шуты, трикстеры и лжецы, они выводят всех на чистую воду и сами с легкостью спят раздор. Это самый устойчивый архетип, который под конец повествования не только не изменится, но изменит всех под себя. Данный архетип появился еще в Вавилоне и древней Персии, с образами Синбада-морехода и Ходжы Насреддина. В отличие от всех вышеперечисленных архетипов, у плута нет фиксированного места в сюжете и он может появиться в любой момент. 

Литературный архетип — вещь относительная: образ героя может претерпевать значительные изменения по ходу развития сюжета. Каждый архетип несет в себе как положительные, так и отрицательные черты, которые, если смешать, можно получить совершенно уникального персонажа. Нужно уточнить, что, как и человеческий характер, архетип может быть смешанным – подобный пример такого авторского замысла мы видим в произведении Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством» (18+). В характере героини книги Оксаны сочетаются черты и «соблазнительницы» и «начальницы».

Архетипы также делятся на женские и мужские роли, но их тоже в последнее время начали смешивать. Все это сделано для того, чтобы человек мог лучше узнавать себя в персонаже, в самом архетипе, который и так списан с человеческого опыта.

Автор: Амина Юсупова

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/UOWfS

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх