Что такое раскадровки и как они экономят деньги бизнеса

Что такое раскадровки и как они экономят деньги бизнеса

Современный бизнес практически не обходится без видеоконтента. Ролики необходимы для рекламы продукта или услуги, для презентации самой компании, для внутренних видеоинструкций, для формирования имиджа и т.д. Создание видеоконтента довольно сложный и дорогой процесс, а результат не всегда оправдывает ожидания.

Все эти проблемы и сложности призваны снимать раскадровки, которые представляют собой серию картинок. Они облегчают и ускоряют работу съёмочной бригады, а также снижают затраты. На западном рынке раскадровки давно необходимый элемент, без которого не ведутся съёмки ни рекламы, ни фильмов, однако в России это ещё развивающаяся ниша. Одной из немногих компаний, занимающихся их созданием является студия “Рисуем раскадровки”.

Как появилась студия “Рисуем раскадровки”?

Главой студии и её создателем является Максим Поляков. Свою карьеру в сфере видеопроизводства он начинал еще со съёмок на VHS и MiniDV, а сейчас возглавляет не только студию, но видеопродакшен Skimen-video, совмещая это всё со съемками документальных видеопроектов, посвященных культуре и истории России.

Самую первую свою компанию под названием Cinemax он открыл в 2006 году. Тогда же он на предоставленные отцом 1500 долларов купил дешевую видеокамеру и начал снимать самые простые рекламные ролики для телевизоров в торговых центрах, при этом он умудрялся параллельно работать ассистентом в православной кинокомпании “Ветви лозы”, где также постигал азы профессии.

Опыт к сфере видеопроизводства копился, а вместе с ним и различные знакомства. И вот однажды в круг его знакомств попала девушку, которая рисовала раскадровки для фильма «Утомленные солнцем — 2». Сам он об этом явлении особо не знал до этого момента, но раскадровки увлекли его с первого взгляда. В итоге вместе со своим товарищем Андреем Михалевым, который был художником, они решили освоить данную нишу. Сначала рисунки шли «в стол», а точнее в соцсети, однако они быстро привлекли внимание знакомых из видеопроизводства и в итоге стали появляться заказы.

Что такое раскадровки и как они экономят деньги бизнеса

Сейчас студии “Рисуем раскадровки” уже 10 лет и за её плечами тысячи визуализированных идей, роликов и полноценных фильмов. Её художники приложили руку к созданию рекламы для таких компаний, как Сбербанк, Севернефтегазпром, СпецМеталлСтрой, Газпромбанк, YVES ROCHER и т.д. В копилке компании раскадровки и ко множеству сериалов, например, “Физрук” и “Звоните ДиКаприо”, а также к полнометражным фильмам, в частности, “Ледокол”, “Эбигейл”, “Перевал Дятлова”. Для фильма “Ледокол”, например, студия нарисовала 2500 кадров.

Как именно раскадровка помогает бизнесу?

Раскадровки еще называют предвизуализацией, они детально фиксируют самые разные аспекты, необходимые во время съемки, то есть: расположение героев видео в кадре, крупность планов, реквизит и его детальные характеристики, подробности фона и т.д. Это позволяет заказчику/компании:

  1. Заранее определиться с концепцией съемок, изменить ее
  2. Договориться о типажах актеров, задействованных в видео, деталях окружения и предметов
  3. Снять спорные моменты на съемочной площадке, когда разные участники процесса видят одно и тоже по-своему, например, как должен выглядеть парк, автомобиль и т.д.
  4. Протестировать задумку в фокус-группах
  5. Презентовать идею инвесторам
  6. И т.д.

Почему это так важно? Как уже было сказано, съёмки — дорогостоящий процесс, надо выплачивать зарплату актерам, операторам, режиссерам и другим членом съёмочной бригады, оплачивать аренду локации, павильона, аппаратуры, реквизита, транспорта, организовывать питание, получать разрешение на съёмки в особых ситуациях, например, при создании экшен сцен и т.д. То есть каждая минута стоит денег. Если же на площадке возникает спор из-за разного взгляда на съёмку той или иной сцены — это траты времени и, соответственно денег. Если приходится переснимать сцену — это трата денег. Если приходится искать иную машину другого цвета в срочном порядке, потому что в сценарии это не было оговорено, а люди об этом не подумали — это трата денег. Если что-то не было доснято, а согласование с властями города, района было на один день — это трата денег. И так можно перечислять до бесконечности.

Вот спасителями от данных трат и выступают раскадровки, а также более продвинутые их собратья бордоматики с аниматиками. Они помогают избегать лишних и дорогостоящих споров на съемочной площадке или во время процесса подготовки к съемкам. В итоге нет дорогостоящих сверхурочных работ и конфликтов. Также раскадровки помогают заранее выкинуть из сценария чрезмерно дорогие и откровенно бессмысленные вещи и кадры. 

Как вообще происходит процесс создания раскадровок?

Сначала заказчик договаривается со студией о типе раскадровок, если вкратце, то существуют весьма примитивные и простые, которые фиксируют базовые вещи, например ракурс съёмки, план и т.п., а есть весьма детализированные, где есть цвета, мелкие складки и т.д. После начинается долгий процесс переработки литературного сценария в режиссерский и общение художника с ответственными за принятие решение лицами.

Через диалог художника и клиента создаются наброски, более известные в видеопроизводственной сфере как “огурцы”. После этого следует прорисовка контуров, покраска и перенос всего получившегося в шаблон раскадровки.

Что такое раскадровки и как они экономят деньги бизнеса

Главными сложностями в работе студии над проектами являются:

  • Неконкретные и общие формулировки клиента, аля “хотим, чтобы тут всё выглядело круто” или “изобразите крышесносную драку”.
  • Непонимание клиентом важности раскадровок при съемках, так как многим кажется что на площадке и так всё всем понятно 
  • Многочисленные правки ради правок, когда клиенту за ту же цену хочется увидеть, 100500 раскадровок одного момента в разных цветах, ракурсах и т.п.

К счастью, многолетний опыт научил выстраивать диалог так, чтобы понимать конкретные потребности заказчика, объяснять детально и на примерах, почему раскадровки важны и находить баланс между адекватными правками и бессмысленными, с ограничением последних.

А сильно ли вообще нужны раскадровки при съемках?

Можно ли зимой лизать металлический поручень на улице? Конечно можно, но последствия будут неприятными. Также и тут. Конечно, без раскадровок можно снимать рекламу, фильмы, видеопрезентации и т.д., но они сэкономят вам время и деньги, которые вы наверняка потратите на переделку и это будут куда большие суммы, чем стоимость работы студии.

История множество раз показывала спасительную важность раскадровок. Сделавший неоценимый вклад в создание 3D мультфильмов мультипликационный фильм “История игрушек” был буквально спасен раскадровками и аниматиками. Более того, вместе с мультфильмом могла потонуть вся студия Pixar. Предвизуализация в виде раскадровки и аниматиков помогла выявить фундаментальные проблемы на этапе производства и всё быстро исправить. Первоначальная задумка и версия работы была крайне отталкивающая, благо фокус-группа, которой показали раскадровки, всё высказала и создатели мультфильма смогли вовремя внести все изменения. Не будь этого, мы могли бы не увидеть других шедевров Pixar, да и провал “Истории игрушек” вообще мог похоронить желание создавать 3D мультфильмы.

Что такое раскадровки и как они экономят деньги бизнеса

Стоит отметить, что студия “Рисуем раскадровки” не стоит а месте и сейчас активно развивается в сфере создания Doodle-видео. Динамичный стиль и простота роликов, выполненных в этом формате завоёвывает всё большую популярность. Хотя на Западе они уже являются обычным явлением, в России же они только сейчас находят отклик преимущественно в рекламе и видеоконтенте для YouTube.

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/G51xH

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх