Саморефлексия, хобби и право на ошибку: как сделать школу интересной для ребенка  

Саморефлексия, хобби и право на ошибку: как сделать школу интересной для ребенка  

На смену традиционному школьному образованию приходят индивидуальные образовательные траектории (ИОТ). В них во главе угла стоит личность ребенка: его интересы, компетенции и цели. О том, как устроены такие программы, почему важно давать детям возможность ошибаться и каких специалистов не хватает работодателям, рассказывает учредитель международной школы «Алгоритм» Алексей Мисютин.

Потому что «надо»

Одна из главных проблем современной системы образования заключается в том, что она не отвечает на вопрос школьника «Зачем мне это?». Минимальное количество учащихся могут сказать что-то кроме «Для того, чтобы поступить в университет». Ребенок просто не понимает, зачем он каждый день учит уроки. Отсутствие мотивации оборачивается тем, что в школе ему неинтересно, он не развивается как личность и просто выполняет необходимую программу. На выходе мы получаем выпускника, который не знает, чего хочет. Это сказывается как на карьере, так и на жизни в целом. 

Так происходит потому, что традиционная образовательная система универсальна для всех. Все учащиеся находятся в рамках одной ситуации с общим расписанием, домашним заданием и ритмом. Педагоги не учитывают, что достижение того или иного результата требует от учащихся разного времени и усилий. Один идет быстро, другой медленно. Первый лучше усваивает формулы самостоятельно, второй предпочтет послушать объяснение педагога, а третий не запоминает без визуализации. Кому-то без труда дается физика, а другой силен в литературе. 

Учебный процесс зачастую сводится к таким словам учителя: «Дети, вы меня слушайте и запоминайте. А когда я вас буду спрашивать, то вам нужно ответить». Личность ребенка — его интересы, компетенции и способности — остается за скобками. 

Как устроены ИОТ

Индивидуальные образовательные траектории включают в себя не только привычный Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), подготовку к ОГЭ и ЕГЭ, но и индивидуальные образовательные события, выстроенные в соответствии с личностью и целями учащегося.

Специалисты помогают определить, что (какой предмет и в каком объеме) и как (очно или онлайн, индивидуально или в группе) ребенок будет изучать. В ИОТ входят элективные дисциплины, мастерские и проекты, которые необязательно ограничиваются школой. Главную роль в таком учебном процессе занимают школьники. Педагог — это своего рода дирижер оркестра, но музыку исполняют сами учащиеся.

При «сборке» индивидуальной образовательной траектории учитывается всё то, что влияет на процесс становления ребенка и его развития. Здесь речь идет не только про «харды» — знания, приобретаемые в процессе обучения. Также важны ядерные кроссконтекстные навыки, среди которых целеустремленность, способность управлять своим временем, рефлексировать, оценивать свои сильные и слабые стороны, выстраивать собственную траекторию развития. Задача ИОТ не только в том, чтобы обеспечить ребенку достижение поставленных целей, но и в том, чтобы ему был интересен сам процесс.

С правом на ошибку 

Наблюдая за развитием своего ребенка, родитель должен выполнять базовую задачу — любить его. А если говорить более предметно, то поддерживать ситуации, в которых ребенок делает свой собственный выбор. Ценить и уважать его желания, внимательно к ним относиться, поддерживать и хвалить. 

Еще один важный пункт — минимизация страхов перед неудачами. Нередко родители подливают масла в огонь, приговаривая: «Ты получишь двойку, о, ужас!», «Ты не сдашь экзамен, это недопустимо!». В результате ошибки кажутся ребенку непоправимыми. Это очень пагубно влияет на будущее, ведь ребенок может просто не захотеть пробовать что-то новое и идти вперед, опасаясь провала. Между тем, не существует ни одного успешного человека, у которого бы не было багажа неудач. 

А еще родителям не стоит забывать, что ребенок — это не их продолжение и возможность реализовать свои несбывшиеся мечты, а отдельная личность со своими интересами, способностями и желаниями. Важно дать детям возможность реализовать себя в полной мере и заниматься тем, что действительно интересно. 

Как сделать выбор 

Есть два варианта, которые помогут старшеклассникам и выпускникам школы выбрать профессию. Первый — знакомство с профессиями еще на этапе школы. Важно погрузить подростка не в теорию, когда он от мамы с папой узнаёт, чем занимается юрист или IT-специалист, а дать ему попробовать решить реальные профессиональные задачи.

Вторая история — это gap year (академический отпуск в течение года после выпуска из школы). В это время можно поработать волонтером или в найме, отправиться в путешествие, заняться саморазвитием, чтобы лучше понять себя. Маршрут школа — университет — работа уже давно не единственно возможный и не всегда самый правильный.

Кстати, если есть такая возможность, трудиться лучше начать уже во время учебы в вузе. Это особенно актуально для прикладных специальностей — юриспруденции, маркетинга, IT и других. Статистика показывает, что эффективность обучения ребят, которые совмещают вуз с работой, гораздо выше, чем у тех, кто занят только получением образования. 

Сегодня на рынке труда наблюдается такая ситуация: профессиональные команды зачастую кроссфункциональны. В них есть гуманитарии, инженеры, предприниматели. Однако если выпускник школы или вуза на протяжении обучения был углублен только в одну сферу знаний и не вырабатывал «мягкие» навыки, то найти общий язык с коллегами ему будет трудно. 

Это еще раз актуализирует то, что образование должно давать не только теоретические знания и практические навыки, но и развивать личностные компетенции учащегося. Только тогда он сможет найти свое призвание, стать высококлассным специалистом и по-настоящему любить то, что делает.

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/F7ezR

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх