Как работают лейблы
Самая обсуждаемая новость российского шоубиза этого месяца – Тимати покинул лейбл Black Star. Подобные события всегда вызывают ажиотаж в СМИ и часто сопровождаются скандалами – стоит вспомнить прошлогодний уход Наргиз из лейбла MALFA. Почему артисты подписывают контракты с музыкальными лейблами и почему потом от них уходят?
Для чего артистам нужны музыкальные лейблы?
Сначала стоит разобраться, чем занимаются лейблы. Основная их деятельность – продвижение артиста, запись и распространение его музыки. Лейбл выгружает музыку на стриминговые площадки (Яндекс.Музыка, AppleMusicи другие) и следит за выплатами роялти. В других странах и в России принципы работы лейблов несколько отличаются. В нашей стране между понятиями «лейбл» и «продюсерский центр» часто можно поставить знак равно.
Лейбл выстраивает образ артиста в глазах слушателей, договаривается о рекламных интеграциях, придумывает маркетинговые компании, решает юридические вопросы. В некоторых лейблах команда отвечает и за организацию концертов. В идеале артист занимается только творчеством, все остальное делает лейбл.
Если лейблы так помогают артистам, почему они разрывают контракты?
Многие молодые группы и музыканты мечтают попасть в лейблы, считая это счастливым билетом в мир популярности. На практике часто оказывается, что все не так радужно. Во-первых, приходится делиться прибылью. Причем большая часть денег может отходить именно лейблу, в зависимости от контракта и популярности артиста.
Во-вторых, отдавая контроль лейблу в создании образа, артист может потерять собственное видение своего творчества. Именно это стало основной причиной ухода Елены Темниковой из лейбла MALFA Максима Фадеева. Продюсер хотел видеть девушек из группы сексуальными и вызывающими, а для Темниковой это казалось стыдным и противоречило ее внутреннему состоянию.
В-третьих, артисты иногда расстаются с лейблами из-за ограничения прав на собственные песни и даже на свое имя. С этой проблемой столкнулись бывшие участники лейбла BlackStarKristinaSiи L’one.
Условия договора зависят от лейбла, далеко не везде они рабские. В некоторых музыкальных лейблах артиста почти никак не ограничивают в творческом плане. Часто причинами разрыва становятся личные конфликты.
Ну и самое главное: лейбл не может гарантировать, что артист станет звездой, хотя обязан сделать все для этого.
У артистов нет шансов стать популярными без лейбла?
Конечно, шансы есть, и большие. Во многом этому сейчас способствует интернет и социальные сети. Если раньше без связей и знакомств попасть на радио было практически невозможно, то сейчас артист может прославиться, делясь своим творчеством на просторах интернета. Так случилось у певицы Монеточки. Девушка просто исполняла свои песни под фортепиано и выкладывала их Вконтакте и YouTube. В 2016 году Монеточка опубликовала в социальных сетях свой первый альбом, после которого певицу стали называть «интернет-сенсацией».
Но в продвижении через интернет есть одна существенная проблема – тренды быстро меняются. Лейблы же оказывают постоянную поддержку артисту, помогая ему развиваться.
Автор: Юлия Мавлембердина