Зачем нужны курсы контраварийного вождения | Умная Россия

Зачем нужны курсы контраварийного вождения

Я до сих пор не уверена, что мне нужна своя машина. Меня больше интересует сам навык и опыт управления разными автомобилями в разных условиях. Обучения в автошколе явно было недостаточно, и к зиме я пошла учиться дальше. Расскажу о своем опыте.

Почему я решила, что мне нужны дополнительные курсы вождения

В автошколе у меня был неплохой инструктор, и мы даже договорились, что он дополнительно потренирует меня на скользком покрытии. Мне кажется, в странах, где часть года на дорогах снег и лед, это вообще должно быть обязательным. Например, в Швеции водители сдают экзамен в том числе на скользкой дороге — эта практическая часть экзамена называется Risk 2. В Норвегии безопасное вождение на зимней дороге тоже входит в основной курс обучения. А еще водители практикуют и сдают вождение в темноте.

Я и инструктор оказались заложниками общепринятых правил. Водителей учат ездить так, чтобы они сдали экзамен в ГИБДД: отрабатывают нужные элементы и упражнения. К концу моего обучения началась пандемия — и из-за карантина занятия в автошколах приостановили.

Когда уроки возобновились, о дополнительной практике мы думать совсем перестали: обучение затягивалось. Из положенных 56 часов я откатала только около 50. Но в итоге экзамен сдала, его провели во Владимирской области. Я сдала теорию и площадку с первого раза, а город — со второго.

Когда я получила права, начала тренироваться сама. Ездила поздно вечером, когда движение меньше, со штурманом и по всякими придуманным поводам: «А почему бы не выпить кофе на другом конце города?»

Уже через несколько дней после получения прав я с семьей и подругой поехала в небольшое путешествие по Подмосковью. Так я впервые получила настоящее удовольствие от вождения и проехала по автомагистрали.

Постепенно я нарабатывала навык вождения. Пользовалась всеми возможностями чем-то поуправлять: что-то арендовала, где-то брала каршеринг, где-то за руль предлагал сесть друг — что давали и что подворачивалось.

Зимой особых проблем с поездками по Москве не было. Здесь всегда чистят дороги и засыпают их реагентами. Но по выходным мы путешествовали в другие города. И там трассы часто были заснеженными, скользкими, с неоднородным покрытием. На них я не чувствовала себя уверенно. В теории представляла, что мне делать, если, например, машину занесет. Но я не знала, смогу ли правильно и быстро отреагировать в реальной опасной ситуации. Так в списке того, чему я хочу научиться, появилось зимнее контраварийное вождение.

Как выбрать водительские курсы

Курсы мне подарили на день рождения, но до этого я изучила, какими они могут быть.

На своей машине или из автопарка курсов. Иногда водителей обучают экстренным маневрам на их собственных автомобилях. Это позволяет лучше узнать особенности машины, на которой постоянно ездишь. Но у меня нет своего автомобиля, поэтому мне такой вариант не подходил.

Например, в школе XRace есть двухдневный курс обучения на своем автомобиле за 28 900 Р. А в ASport проводят курсы и на своей машине, и на машинах школы — это стоит от 12 000 до 42 000 Р в зависимости от продолжительности.

На автомобилях с разным типом привода. На курсах обычно предлагают выбрать тип привода: от него зависит поведение автомобиля и действия водителя в экстренной ситуации. Обычно я езжу на машинах с передним приводом, его и выбрала.

В группах или индивидуально. Какие-то школы проводят индивидуальные уроки, а где-то занятия идут в группах. Водители вместе слушают теорию, а практику проходят с напарником. Например, в Гоночной академии Антона Захарова индивидуальные занятия стоят от 7700 до 13 200 Р в зависимости от продолжительности — час или два. А трехдневный контраварийный курс в группе стоит 19 800 Р, по три часа каждый день.

Для опытных водителей и для новичков. Где-то есть разделение программ — для начинающих и для опытных водителей. Мне встречались разные мнения о том, когда лучше учиться. Сейчас я думаю, что курсы подходят и для людей с минимальным стажем.

Для новичков есть, к примеру, шестичасовая программа «Адаптация к зиме» за 18 000 Р в группе и за 33 000 Р индивидуально. А для опытных водителей — пятидневный курс «Школа скольжения» в филиале ЦВВМ Андрея Герасенкова в Петербурге. Такой стоит 38 000 Р.

Разной длительности. Обычно обучение продолжается от одного до четырех дней. Этого мало, чтобы научиться всему, но что-то полезное остается. У меня какие-то упражнения получались лучше, а какие-то — хуже. Вторым я хотела бы уделить больше внимания.

C гендерным разделением. Упоминать об этом не хочу, но сказать стоит: есть курсы, где учеников делят по полу.

Хотя, к примеру, в Broslavsky Racing Academy сказали, что этого от них требует рынок, на такое есть спрос, но на курсах ко всем ученикам и ученицам относятся одинаково.

Мое мнение — женщинам в автомобильной сфере приходится преодолевать больше препятствий, чем мужчинам.

Выездные. Есть и выездные курсы с большой программой — для водителей со стажем больше года. Например, Vasin Driving School предлагает выезд на лед Андреевского озера в Тюмени. Обучают на автомобилях Ауди А5, обещают 320 км скольжений на 25 км трасс.

Учат технике руления, эффективному разгону и торможению, реакции на снос и занос, прохождению поворотов. В программе автоспортивные приемы для безопасного управления автомобилем, а в конце курса — соревнование для участников. Такая четырехдневная программа с проживанием и питанием стоит 205 000 Р.

Какие курсы я прошла

Я училась на курсах автомотоклуба ФСО.  Сначала прошла зимний курс, почти сразу как получила права. А летний осваивала не так давно, уже с водительским стажем чуть больше двух лет. Оба курса двухдневные, проходят в выходные, по четыре часа каждый день. Стоили 28 000 и 29 000 Р.

На кого рассчитаны курсы. На сайте указано, что обучение подходит и новичкам, и опытным. Но когда я записывалась в первый раз, инструктор сказал, что мой стаж — 1000 км — очень маленький, посоветовал прийти немного позднее. При этом другой инструктор считал, что стаж не главное. Контраварийное вождение — специфический навык, который нужен как новичкам, так и опытным водителям. Потому успех в обучении зависит от самого учащегося: кому-то занятия даются легче, кому-то труднее.

Я предпочла второе мнение. Больше, конечно, из-за того, что мне хотелось поскорее пойти учиться. К тому же был риск, что всех опять закроют на карантин. Думаю, в итоге мой маленький стаж не помешал: я многому научилась.

На какой машине училась. Водители могли выбрать любой тип привода. Из автомобилей — Мерседесы S-класса и ML, а также Форд Фокус, часть с механической коробкой передач, часть с автоматической.

Я планировала учиться на механике, но нам с напарником выдали машину с автоматической коробкой передач. У меня было предположение, что лучше практиковаться на механике: если понадобится, на автомате точно повторишь. Как оказалось, это работает и в другую сторону: я училась на автомате, а на дороге как-то пришлось делать маневр на механике — и это были те же действия. Об этом еще расскажу дальше. Я сделала вывод, что нет особой разницы, какая коробка передач на учебной машине.

Форд Фокус, на котором я с напарниками училась и на зимнем курсе, и на летнем. Эта машина без ESP. А ученики на Мерседесах в первый день ездили с системой стабилизации, а во второй — уже без нее

Где находился полигон. Тренируют водителей в Подмосковье — на полигоне в Старой Купавне. На курсах были две основные группы учеников: обычные водители, которые просто хотят потренироваться для себя, и профессиональные, которых отправила на обучение компания.

Во время зимнего курса мне показалось, что вторая группа настроена скорее скептически. Некоторые из них проходили курсы повышения водительского мастерства уже не раз, но все равно считали, что такого обучения недостаточно. А если потренировал маневры раз в год — так это бессмысленно, навык просто не успеет появиться.

У нас была теория и практика — как в обычной автошколе. Сначала нам рассказывали технику маневра и рисовали схемы, потом мы шли на полигон отрабатывать услышанное.

Как проходили теоретические уроки. Перед каждым упражнением мы слушали теорию. Инструктор объяснял, что будет происходить с машиной и что мы должны делать в этом случае. На доске он рисовал схемы: где расположено препятствие, когда надо начинать вращать руль, в каких точках тормозить.

Также нам рассказывали о типичных ошибках новичков. Например, они поздно реагируют на занос, в итоге машина раскачивается со все большей амплитудой — и в какой-то момент занос уже не проконтролировать.

Еще мы разбирали ролики с видеорегистраторов и обсуждали, что у водителей пошло не так и в чем их ошибка. Допустим, машина зимой катится с горки задним ходом на заблокированных колесах. А водитель боится отпустить тормоз, чтобы маневрировать. Или почему водитель оказался в том самом дереве, которое пытался объехать: потому что не надо смотреть на препятствие. Тут правило: куда смотришь, туда и едешь. Поэтому надо смотреть в ту точку, куда собираешься направить машину. А препятствие всегда притягивает.

Как проходила практика. После теории нас распределяли по машинам — по двое учеников. Сначала «смену» отрабатывал один, потом мы менялись. Инструкторы на площадке разговаривали с нами по рации. Они оценивали проезды со стороны, комментировали их, указывали на ошибки и давали советы, как их исправить. Иногда инструкторы могли что-то показать сами. Садились к нам в машину и проходили упражнение.

Дальше я подробнее расскажу о зимнем и летнем курсах, которые прошла.

Как проходил зимний курс

В зимнем курсе мы сначала изучили правильную посадку за рулем. Основные правила такие. Спинка кресла расположена почти вертикально, лопатки прижаты к ней. В таком положении водитель лучше чувствует отклонения курса машины. К тому же полулежачая посадка расслабляет: если лег, значит, планируешь отдыхать или спать, а не рулить и внимательно смотреть за дорогой. Второе правило — примерно кулак от головы до крыши. Это на случай, если автомобиль перевернется. Третье — если вытянуть руки, руль находится на уровне начала кисти. И конечно, должно быть хорошо видно приборы.

Покрытие на полигоне зимой — накатанный снег. Начался курс с базовых «змеек». Они были устроены так: перед каждым конусом нужно было спровоцировать занос, справиться с ним, выровнять траекторию и повторить все у следующего конуса. Получилась хорошая отработка действий при заносе в обе стороны и в довольно быстром темпе. Ну и понимаешь, что не надо бросать газ и резко поворачивать руль, если занос на дороге тебе не нужен. Такое бывает, например, при обгоне: водитель видит на встречке машину, поэтому убирает ногу с газа и резко пытается вернуться в свою полосу.

Следующий блок упражнений моделировал ситуации, когда водителю приходится объезжать внезапное препятствие. И здесь были вариации: с торможением и без, с коридорами разной длины, с возвратом в свою полосу или просто с перестроением.

В некоторых упражнениях мы должны были показать, что владеем машиной, и остановиться. Сначала маневры проезжали медленнее, например на скорости 50—55 км/ч, и дальше ускорялись, когда начинало получаться.

А в конце попробовали ехать в ритмическом заносе, чтобы машину не разворачивало. Это непросто: ошибок такое упражнение не прощает. Нужна хорошая координация и точность всех действий.

Машины для зимнего курса. На «змейке» с заносами чаще всего разворачивало полноприводные Мерседесы ML
Схема маневра со сменой ряда. Мы практиковали объезд препятствия в обе стороны. Мне было удобнее объезжать справа — вероятно, из-за того, что так препятствие ближе и лучше чувствуешь траекторию

Как проходил летний курс

Летний курс тоже начался со «змеек», и они не были похожи на автошкольные. Мы практиковали правильную траекторию: надо было проезжать близко к конусам, примерно в 15 см, попадая в первую треть расстояния между ними. На этом простом упражнении строились другие, более сложные, связанные с экстренным объездом препятствий. Там мы использовали такую же траекторию.

В этом курсе мы отрабатывали «змейку» в том числе одной рукой. Это очень энергозатратное упражнение. Важно было научиться не делать пауз при рулении. При экстренных маневрах легко потерять контроль над машиной, если есть даже небольшая пауза. Движения должны быть как бы с опережением ситуации. Это непросто: приходится как будто не доверять зрению.

После тренировались объезжать неожиданные препятствия разными способами, с торможением и без. Важно было смоделировать ситуацию, когда водитель испугался и резко дернул руль. Кроме того, в этом курсе тоже использовалось скользкое покрытие, так что приемы пригодятся и на зимней дороге.

Еще одна часть обучения была связана с правильной техникой вращения руля. Сначала мы учились рулить на тренажере. Нужно было научиться крутить руль так, чтобы в нижнем положении одна рука придерживала его тыльной стороной. И мы старались вращать руль одинаково в каждую сторону и чувствовать, в каком он сейчас положении.

Через какое-то время вращать руль как надо уже более-менее получается, но мне было сложно начать крутить его так же во время маневров на машине. Уже есть какая-то своя привычка — и трудно заставить себя сделать по-другому, когда надо действовать быстро. Думаю, для этого нужно больше тренировок. А опытным водителям, вероятно, переучиваться еще сложнее.

Чему можно научиться на таких курсах

После курсов я стала настраивать себе кресло и руль так, как нам рекомендовали. Иногда пассажиры даже спрашивают, удобно ли так. Это может выглядеть непривычно, но я, наоборот, уже привыкла к такой посадке.

Я уже упоминала, что вместе с нами занимались профессиональные водители, которые были настроены скептически. Но как минимум одну полезную вещь я узнала как раз от одного из них. А он, в свою очередь, узнал это на курсах контраварийного вождения. Это о том, как выбрать безопасную дистанцию до автомобиля впереди. Не высчитывать 50 м или 30 м в зависимости от скорости, а ориентироваться на время — три секунды.

Допустим, впереди идущая машина проехала какой-нибудь дорожный знак. Дальше отсчитываем три секунды, через которые мы будем у этого знака. Если что-то случится, хватит времени, чтобы отреагировать и начать тормозить. Потом в летнем курсе нам об этом тоже рассказали.

Мой главный итог обучения такой: я узнала, что мне не надо делать, чтобы потом не выкручиваться из каких-то сложных ситуаций. Но далеко не все зависит от водителя. Один раз мне пришлось воспользоваться знаниями, полученными на этих курсах.

Прошлый Новый год мы планировали встретить в Смоленске. Выехали вечером 31 декабря. Дорога шла через красивый заснеженный лес, но из минусов — знаки «Дикие животные». Уже темнело, и я посматривала по обочинам. В одной из прошлых поездок мы видели на дороге лося — как раз там, где было много таких знаков. Тогда это было не слишком страшно: лось в темноте перешел двухполосную дорогу довольно далеко от нас, мне даже не пришлось тормозить.

В этот раз понадобилось больше действий. Когда стемнело, на дорогу выбежал олень. Он был близко к машине. Я начала тормозить, но места было уже недостаточно. Тогда я постаралась объехать оленя, не отпуская педаль тормоза.

К моей огромной радости, с оленем удалось разминуться. И мы могли дальше ехать встречать Новый год. Мне трудно оценить, что именно повлияло на удачный исход. Частично, думаю, мне повезло. И олень побежал куда надо, и поблизости не было машин, и все просто удачно сложилось. Но, думаю, мне помогло и то, что я уже пробовала когда-то объезжать таким способом препятствия. Такое упражнение на курсах у меня обычно получалось — в отличие, например, от обычного объезда без торможения, на более высокой скорости.

Я понимаю, что такие случаи спорные. Правила рекомендуют водителям в подобных ситуациях экстренно тормозить до полной остановки. От маневров может быть больше вреда, чем пользы. Но что делать, если расстояния недостаточно? Возможно, правильный ответ — сбивать животное. Но в нашей ситуации получилось вот так. Когда на раздумья несколько секунд, трудно все оценить и действовать рационально.

Что в итоге

Я все еще недостаточно опытный водитель, но уже кое-что умею и хочу учиться дальше. Думаю, всем были бы полезны курсы с приемами из автоспорта, чтобы лучше чувствовать машину и знать, как она себя ведет в предельных режимах.

А еще я бы больше попрактиковалась в контраварийном скоростном рулении. Раньше такой курс был в известном Центре высшего водительского мастерства профессора Э. С. Цыганкова. К сожалению, после смерти основателя курсы перестали работать и пока не возобновились. Но подобный курс руления есть, например, в школе «Экстрим-драйв». Там два дня изучают технику раллийного вращения руля.

Возле входа на полигон, где мы тренировались, есть надпись: «Мы только учим, а экзамен принимает дорога». В идеале, конечно, хотелось бы не применять вот это все, чему мы учились. На полигоне может быть даже весело, если ты не удержал машину и ее закрутило и унесло куда-нибудь: там вокруг ни припаркованных машин, ни пешеходов, ни ограждений.

На мой взгляд, контраварийные курсы пригодятся и тем, кто водит давно. С опытом есть риск стать самоуверенным. А здесь как раз хороший повод проверить, что на самом деле сможешь сделать в экстренной ситуации на скользкой дороге и без систем помощи водителю.

Автор: Юлия Иванова

Источник: Тинькофф Журнал

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/G0XL2

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх