Стэнфордский зефирный эксперимент

Каждый день в свой жизни люди совершают выбор, купить сейчас или дождаться скидки, сделать задание или перенести это на завтра. Человек выбирает: сложный или легкий путь ему выбрать?

Стэнфордский зефирный эксперимент — это один из серии исследований отсроченного удовлетворения, проведенные в 1960-х – 1970-х годах психологом Уолтером Мишелем, профессором Стэнфордского университета. В этом исследовании ребенку предлагался выбор между одной небольшой, но немедленной наградой или двумя небольшими наградами, если он подождет некоторое время.

В первом эксперименте дети от 3,5 до 5,5 лет (мальчики и девочки) были в комнате, где на столе лежали печенья или брецели (крендели). Им предлагали взять угощение сразу — или получить награду в двойном объеме через 15 минут. Во время ожидания печенье находилось перед ними. Исследователи пишут, что некоторые дети, чтобы избежать соблазна, закрывали глаза руками; другие, чтобы отвлечься, напевали песенки, разговаривали с собой или играли. Первоначально ученые предполагали, что если дети во время эксперимента будут видеть сладости, то это будет напоминать им о возможности получить бо́льшую награду и позволит дольше ждать. Результат оказался обратным: в экспериментах, где дети видели угощение, они больше расстраивались и реже дожидались вознаграждения.

Во втором эксперименте, известном как «стэнфордский зефирный эксперимент», Мишель и его коллеги разделили детей на несколько групп, в каждой из которых условия немного различались. Они обнаружили, что дети, которым предоставлялся отвлекающий фактор (игрушка), могли ждать дольше. От награды их отвлекали и «хорошие» мысли, в то время как «грустные» плохо влияли на способность ждать, как и напоминания о сладостях, даже без их физического присутствия. Таким образом, пришли к выводу исследователи, отвлекающие факторы способны помочь нам дольше ждать награды.

Наиболее интересно то, что через десятки лет ученые провели ряд экспериментов над ранее испытуемыми. Исследования проводились в 1988 и 1990 года этим же ученым, Мишелем Уолтером. Эксперименты выявили, что дети, проявившие самоконтроль в зефирном эксперименте, были способнее в обучении, получали более высокие оценки, лучше адаптировались в обществе и обладали более низким индексом массы тела.

Результаты зефирного эксперимента многократно критиковали. Главным основанием было то, что бо́льшие успехи в дальнейшем были связаны не только с силой воли ребенка — влияние оказывало его происхождение: дети из обеспеченных семей чаще соглашались дождаться двойной награды. Гораздо большее значение имеют уровень доходов и положение семьи, обстановка дома (наличие книг, наличие высшего образования у родителей) и когнитивные способности: самоконтроль сам по себе не является решающим фактором и не способен помочь ребенку преодолеть негативные экономические и социальные факторы, как показало исследование на выборке из более чем 900 детей, результаты которого были опубликованы в 2018 году.

Источник: National Library of Medicine
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3169162/

Автор: Стадник Нина

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/PwUH7

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх