Почему современное искусство такое непонятное и как начать в нем разбираться? | Умная Россия

Почему современное искусство такое непонятное и как начать в нем разбираться?

Мы уверены в том, что только современное искусство непонятно, а вот раньше было все четко и объяснимо. Но это не так. Что классическое искусство, что современное требует комментариев. В 20-21 веках появилось очень много примеров непонятных не только по смыслам, но и визуально (беспредметная живопись, абстракция и так далее) и нам теперь нужно вдвойне постараться, чтобы все это разобрать. Однако есть способы, как с минимумом знаний из истории искусств начать понимать и не бояться обсуждать произведения современных авторов. В этой статье Мария Комарова, фото-художник, преподаватель и арт-блогер, расскажет, почему современное искусство такое непонятное и поделится советами, как начать ориентироваться в нем.

Начнем с того, что искусство было понятным не такое уж и большое количество времени. Классические произведения мы не разберем без знания мифологии, библии или литературы прошлого, без понимания исторического и политического контекста, символики. Даже парадные портреты были полны атрибутов. В то время работы художников могли «прочесть» только образованные люди, а для тех, кто не мог получить образование, были доступны лишь простые рисунки и росписи в церквях, в общем, сюжеты, которые понятны без слов и пояснений. Но такого всегда было немного.

Во второй половине 19 века появляются передвижники и барбизонская школа – это стало, пожалуй, самым понятным искусством за все время. Художники показывали реальность и люди, даже не имевшие образования, могли считать, о чем им говорит картина. Но чем дальше развивались направления, тем больше появлялось вопросов.

Для понимания современного искусства важно учитывать следующее:

1. Это время нового темпа жизни, новых открытий и изобретений, это время, когда жить становится проще и у людей формируется другое видение мира. Так художники начинают искать новые способы передать эту быстро меняющуюся реальность (классические способы уже не подходят). Именно поэтому начинаются эксперименты со стилями, формами, смыслами, смешиваются разные виды искусства, появляются новые – это часто требует пояснений.

2. Самыми разными способами авторы начинают показывать свои мысли и эмоции, а не передавать реальность, потом переходят к отказу от эмоций и делают главным сам объект искусства. Так работы начинают восприниматься по-другому: через призму своих ощущений и ассоциаций. Сейчас же время, когда художники специально оставляют возможность зрителю подумать о том, что для него работа и составить свое описание.

И отсюда уже можно вывести несколько способов, как это современное искусство понимать:

1. Ходить на выставки – очень действенный способ прикоснуться к искусству, так как ни одна репродукция не передаст всей красоты и экспрессии картины. На выставках также всегда можно обратиться к куратору, чтобы поспрашивать про художника, про концепцию экспозиции и обсудить свои мысли.

2. Подписаться на нескольких блогеров или медиа, которые рассказывают про искусство.  Как арт-блогер, я всегда стараюсь сделать свои тексты про ту или иную выставку и художника максимально понятными и доступными, интересными для людей с разными уровнями знаний в области искусства. Сейчас уже очень много людей помогает другим стать ближе к разным видам искусства и вы точно сможете найти для себя удобный формат. А если вам что-то остается непонятным, то не бойтесь писать и спрашивать, вам всегда ответят и помогут разобраться.

3. Читайте книги. Банально, но это тоже хороший способ. Тем более, что сейчас всё больше книг, которые написаны простым языком и через которые вы приблизитесь к пониманию направления или художника.

4. Обсуждайте свои мысли или то, что узнали, с друзьями, ведь в обсуждении рождаются новые идеи и взгляды.

5. Не забывайте, что искусство относительно, и даже если автор говорит: “моя работа про переживания от того, что творится в мире”, критики, общество, искусствоведы могут этот смысл перевернуть совсем в другое русло и получаются споры на тему: «А что же хотел сказать автор?». К сожалению, не все специалисты проверяют факты, а за действительность выдают свои догадки, поэтому важно обращаться к первоисточникам и не верить слепо всей информации в интернете.

6. Также важно отслеживать свои мысли, чувства и эмоции. Мы можем увидеть в каждой работе совершенно другой смысл и тогда творчество определенного художника станет для нас не тем, что вкладывал художник. И это тоже нормально. Особенно для нефигуративного искусства.

Это нормально потому, что современное искусство не учит, оно скорее высказывается в духе своего времени и мы уже можем решать, как это понимать. Самое главное не бояться спрашивать кураторов в галереях, самих художников про их работы, обсуждать увиденное – это приводит не только к новым знаниям, но и к новым личным открытиям и собственному пониманию искусства.

Автор: Мария Комарова

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/nplCI

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх