Почему эмоциональный интеллект важен и как его развивать?

Почему эмоциональный интеллект важен и как его развивать?

Что это такое?

Это умение человека, понимать свои и чужие эмоции, чувства. С его помощью человек может легко понимать, какие цели преследует его собеседник, его желания и настроение. Владея высоким эмоциональным интеллектом (EQ), человек может решать конфликты, успокаивать других, работать в команде, спокойно реагировать на негативные события, быть интересным и позитивным собеседником.

EQ относят к soft skills (то есть к личностным полезным навыкам). И этот навык может прокачать абсолютно любой желающий.

Первое упоминание

Как сообщает Skillbox, в 1990 году психологи Джон Д.Майер и Питер Саловей ввели понятие эмоциональный интеллект и объяснили, что он формируется на основе умения воспринимать эмоциональную информацию. Также они объяснили, что люди с высоким EQ чаще добиваются успеха. Поэтому при приёме на работу, многие начальники начали обращать внимание на его показатели у претендующих.

В 1995 году научный журналист Дэниел Гоулман провёл исследование, которое показало, что люди с высоким EQ психически более здоровы, у них ярко выражены лидерские качества, а также они делают большие успехи в карьере. Результаты исследования он записал в книге «Эмоциональный интеллект».

Как развить EQ?

Как пишет РБК-тренды, для развития EQ важно обращать внимание на четыре компонента:

  1. Осознанность.

Это именно то, с чего стоит начать развитие EQ. Необходимо научиться отделять эмоции от себя, то есть смотреть на них со стороны. Эмоции в течение дня меняются и очень сильно зависят от внешних обстоятельств. Иногда человек под эмоцией злости или печали может начать негативно думать о самом себе. В данном случае необходимо принять наличие злости или постараться отказаться от этой эмоции. Но ни в коем случае не подавлять её.

  • Самоконроль

Научившись осознавать свои эмоции и не принимать их на свой счёт, стоит перейти ко второму компоненту. Самоконтроль поможет правильно проявлять эмоции в общество. Например, когда человек злится на другого человека, правильным проявлением злости будет фраза: «Я чувствую злость, когда ты делаешь так, я хотел бы, чтобы ты это не делал». Так, человек акцентирует внимание на своих эмоциях, а не на поведении другого человека, что будет гораздо легче воспринять собеседнику.

  • Социальная компетентность

Этот компонент помогает понимать, почему человек говорит или поступает так, а не иначе. Социальная компетенция – это умение понимать человека, какие эмоции скрываются за его поступками.

В действии человека самое важное, это намерение, почему он так сделал. Часто собеседник может сделать или сказать что-то негативное, но его намерения были чисты. Например, начальник отругал на работе, но его намерения показывают, что ему важен проект, над которым работает команда.

  • Управление отношениями

Для этого компонента необходимо научиться определять своё настроение и количество энергии и правильно распоряжаться этими данными.

Например, при хорошем настроении и высоком количестве энергии самым продуктивным будет генерация новых идей, работа над проектом, поиск необычных решений.

При низких показателях настроения и энергии, лучше всего провести анализ своей деятельности, подумать над ошибками.

При высоком количестве энергии и плохом настроении, лучше всего заняться активной работой, позаниматься спортом, прибраться и т.д.

А при низком количестве энергии, но хорошем настроении, будет эффективно делать то, что не требует активностей: почитать книги, изучить что-то новое, собрать необходимую информацию.

В современном мире каждый человек уже прочувствовал необходимость быстро развиваться получать навыки и совершенствоваться. По данным, РБК-тренды, только 15% успеха зависит от профессиональных качеств (hard skills) и 85% от личностных качеств (soft skills). Поэтому, помимо знаний и умений, важно сосредоточить внимание на своём характере, на уверенности, стрессоустойчивости и эмоциональном интеллекте.

Автор: Алина Ворванина

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/RXO0u

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх