ВНИМАНИЕ!

В своей деятельности Редакция журнала «Умная Россия» руководствуется Конституцией России, а именно 29 статьёй, которая гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру.

Если у Вас есть претензии к конституции — обратитесь в Конституционный суд.

Материалы сайта могут травмировать психику и заставить задуматься, поэтому мы рекомендуем наш контент для пользователей старше 18 лет.

Вам исполнилось 18?

ДаНет
Вы здесь
Домашняя страница > Культура > Неунывающая Куба

Неунывающая Куба

20 апреля 2017 года в музейно-выставочном центре РОСФОТО открылась фотовыставка, рассказывающая о прошлом, настоящем и будущем прекрасного и далекого островного государства Куба.

Выставка «Сдвигая метафоры: Куба в эпоху перемен» – это взгляд местных фотографов, художников, которые подмечают особенности жизни, общую уникальность местного населения и индивидуальность каждого, живущего на Кубе. Здесь представлены не только документальные фотографии, но также и видео арт, коллажи, инсталляции и различные мультимедийные эксперименты. Куратор выставки от РОСФОТО Яна Михалина провела экскурсию по выставке и рассказала о том, что же скрывается в работах кубинских авторов.

«Как и все названия, “Сдвигая метафоры” очень широкое и расплывчатое. Мы хотим показать ту диалектику, которая присуща любому явлению», – говорит Яна о смысле, заключённом в названии выставки. «Это про то, как символы Кубинской революции с годами эволюционируют, обрастают какими-то контекстами. Ведь сейчас нам важен не столько сам образ, сколько контекст, в котором он расположен. Так можно по-разному представить одни и те же события». Прогуливаясь по залам выставки, которая размещается на двух этажах выставочного центра, нельзя не заметить, какие разные темы затрагивают в своих работах авторы. У каждой работы есть две или более смысловых сторон, и все зависит от того, на что обращает внимание человек, какие символы считывает.

 

Куба – это уникальное место, где только к декабрю 2016 года, наконец, появился интернет, рассказывает куратор. Из-за этой особенности на острове сложилась своя особая сеть связей: каждый каким-то чудесным образом узнает о том, что происходит в мире и на Кубе. Даже расписание автобусов – это некая тайна, которую знают только местные, а туристы, видя маршрутку, по ошибке принимают за такси. В работах Людмилы и Нельсона рассказывается об этой уникальности, показано интересное отношение времени, где прошлое, настоящее и будущее соединяются. Многие туристы едут на остров, чтобы посмотреть на мир, где нет современной рекламы. И на фотографиях авторов этот некоммерческий внешний вид Кубы сливается с известными брендами, названиями компаний, словно показывая их несовместимость. Или же пророча будущее этой страны.

На выставке представлено много работ-метафор. Автор Дженнифер Рико посвящает свои работы эмигрировавшим с Кубы людям, которые в каждом возможном ландшафте видят свой дом, свою страну. Работы фотографов-документалистов интересны за счет того, что они выглядят для каждого по-своему. Личные ощущения, внутренняя культурная память, знания о Кубе – вот на что опирается зритель, когда изучает их работы. Часть выставки посвящена жизни многих поколений семей. Это серия работ, где в центре сюжета находятся вазы, представляющие историю членов семьи, какие у них интересы, кем были их предки. Другой автор, объехавший Кубу за 7 лет, снял более 800 спален. Ему удалось собрать прекрасную коллекцию лиц, портретов людей, которые там живут, но которых мы не видим на снимке.

Продолжая экскурсию, Яна рассказывает, что после распада СССР фотографам на Кубе стало не хватать материала, и одна пленка могла использоваться несколько месяцев. Это сформировало особые отношения с техникой: из 36 кадров нужно было сделать все 36 – удачные. И в контексте этой исторической справки на выставке представлена серия работ, посвящённых историческим событиям и социальной памяти местного населения.

Большое внимание на выставке уделено теме чёрной идентичности. На Кубу было привезено много рабов, поэтому сейчас там живут их потомки, но из-за внешних отличий они не находят себе места в этой системе репрезентации с определёнными стандартами красоты. Кубинские художники показывают, что важно быть в гармонии со своим телом, и общество не должно стигматизировать его, каким бы оно ни было. На видео, где молодая девушка выпрямляет себе афроволосы большой металлической раскалённой расческой, раскрывается эта борьба со стигмами, выражается протест тем канонам, существующим в обществе, говоря о том, что моя красота может также понравится. На фотоснимке другого автора изображён худой старик, на его теле вытатуированы корабли, возившие рабов. Эта работа – как дань уважения памяти о прошлом, проявление гордости из-за того, что они – потомки рабов, а также это и сожаление, потому что у этих людей меньше возможностей хорошо устроиться в этой жизни.

На выставке представлены работы, подчёркивающие важность индивидуальности человека, работы-абстракции, которые привлекают тем, что у каждого вызывают свои ассоциации. Есть серия работ, раскрывающая две стороны одной медали жизни на Кубе: с одной стороны – экспортная культура страны, этнические, гендерные и другие проблемы, а с другой – безусловный оптимизм и вера во что-то хорошее. Также здесь есть место и для очень простых и красивых мультипликационных историй в историческом разрезе от автора Сандры Рамос. Все действие происходит на неком кубинском рубеже, набережной Маликон: считается, что то, что происходит на ней – это одна сторона мира, а то, что происходит за Маликоном – это уже совсем другой мир. В соседнем зале показывается другое видео, где зрячий человек безуспешно пытается прочесть известную речь Фиделя Кастро, заканчивающуюся словами «история меня оправдает», которая написана шрифтом Брайля. «Это видео как метафора, означающая, что революция перестала быть событием, происходившем с 1953 по 1959 гг., а со временем деконтекстуализировалась и приобрела совсем иные коннотации, которые мы уже не в состоянии прочитать. Возможно, каждое новое поколение вот так вот и читает этот текст революции, это видео, эту выставку», – объясняет Яна.

На выставке представлено много авторов и работ, на первый взгляд, никак не связанных друг с другом темой или объектом изучения. «Выставка построена на абсолютно беспрецедентной демократичности и открытости кубинцев к людям. Здесь представлены фотографы, видео арт фотографы, концептуальные художники, то есть люди из совершенно разных кругов, которые не пересекаются. Авторы – это люди очень разных поколений, но их объединяет то, что они, так или иначе, работают с Кубой, с этим образом, с символами, из которых эта страна состоит», – поясняет куратор выставки. «Для меня посещение такой выставки – это лучший способ времяпрепровождения. Мы будто уже побывали на Кубе. Возможно, мы сейчас побывали на Кубе больше, чем если бы поехали на самом деле на Кубу на пляж Варадеро».

Выставка «Сдвигая метафоры: Куба в эпоху перемен» – это путешествие на прекрасный остров со своей историей, особой культурой, невзгодами и нескончаемым оптимизмом местных жителей. Это шанс окунуться в удивительный мир, затерянный в Карибском море, и добавить ярких кубинских красок в серые будни Петербурга. Фотовыставка будет проходить в музейно-выставочном центре РОСФОТО до 25 июня 2017 года. Стоимость билетов уточняйте на сайте.

Автор: Надежда Васильева

Top