Мозг учит слова во время сна: развенчание мифа о кино
В классической советской комедии «Большая перемена» (18+) есть сцена, в которой главный герой запоминает исторические факты посредством аудио, воспроизводимого во время сна. Исследователи из Льежского университета исследовали правду, стоящую за этой концепцией.
Мозг улавливает положительные слова во время сна
Исследование включало в себя воспроизведение различных фраз спящим участникам и наблюдение за их мозговой активностью. Интересно, что мозг реагировал только на отдельные слова, а не на нейтральные звуки. Успокаивающие слова вызывали реакцию в виде усиления медленноволновой активности мозга и более продолжительной фазы медленноволнового сна, что приводило к усилению чувства покоя.
Успокаивающие слова равно лучший сон. Это согласуется с предыдущими исследованиями, демонстрирующими положительное влияние успокаивающих слов на качество сна. Исследование в Льеже пошло еще дальше: частота сердечных сокращений также замедляется в ответ на успокаивающие слова во время сна. Это говорит о том, что мозг не только слышит слова, но также понимает их значение и реагирует соответствующим образом.
Обучение во сне
Сцена фильма вызвала вопрос: можем ли мы узнать новую информацию во время сна? Другое исследование с участием 20 взрослых изучало эту концепцию. Участники слушали белый шум с вкраплениями звуков во время сна. После пробуждения их проверяли на способность распознавать эти звуки.
Результаты показали, что люди могли запомнить звуки только в том случае, если они воспроизводились во время быстрого сна (быстрое движение глаз), характеризующегося повышенным движением глаз. Паттерны мозговых волн, наблюдаемые во время быстрого сна, указывают на учебную активность. Однако остается неясным, происходит ли это обучение конкретно во сне или во время частичного пробуждения. Человеческий мозг может демонстрировать «фрагментированный сон», когда некоторые области могут частично бодрствовать, а другие спят.
Хотя запоминание звуков показывает способность мозга обрабатывать информацию во время сна, маловероятно, что мы сможем выучить сложные концепции, как в фильме. Отдельное исследование предполагает, что мозгу сложно связывать информацию, полученную во сне. Обучение требует не только запоминания, но и понимания взаимосвязей между различными частями информации. В этом исследовании была представлена информация во время медленного сна, а не быстрого сна, поэтому для окончательных выводов необходимы дальнейшие исследования.
Мозг обрабатывает слова и может даже положительно реагировать на успокаивающие слова во время сна. Однако усвоение сложной информации во сне, как показано в «Большой перемене» (18+), остается маловероятным.