Коллаборация институтов власти и образования с творцами – будущее креативных индустрий России

Коллаборация институтов власти и образования с творцами – будущее креативных индустрий России

Запрос современного образования – творческий подход. Это уберегает и преподавателей от профессионального выгорания, и студентов от скуки и демотивации, а всю систему образования делает актуальной и мобильной. Тем более это касается сферы креативных индустрий. О том, как работать с творческой молодежью, чтобы их профессиональное становление проходило эффективно, вдохновенно, и было полезно обществу, размышляли топ-менеджеры ведущих творческих вузов и ссузов страны вместе с чиновниками, отвечающими за молодёжную и культурную политику в регионах.

 Государство, несомненно, понимает важность развития креативных индустрий как отрасли экономики. В подтверждение этого в 2021 году в России на правительственном уровне была утверждена Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмы государственной поддержки. Искусство и дизайн, музыка и телевидение, кино и анимация, дизайн и разработка игр – в общей сложности от 10 до 14 творческих отраслей к 2030 году могут составить 6% ВВП в российской экономике, в том числе, благодаря реализации потенциала регионов и формирования территориальной инфраструктуры креативного предпринимательства.

«Креативные и творческие индустрии в России сегодня выделяются в самостоятельный общественный институт. Исследования показывают, что на креативный сектор приходится около 4,7% экономики страны, в разных его областях задействованы порядка 2 млн специалистов, говорит Ксения РАЗУВАЕВА, руководитель Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь). – Мы осознаем, что перед молодыми профи стоит серьезный вызов – именно они определяют будущее креативных индустрий. Сейчас, уже очевидно, созрел запрос на изменения на уровне всей системы образования: новое время требует от нас поиска новых форм, коллабораций, кросс-ведомственных взаимодействий. Министерства и департаменты, ответственные за образование, культуру и работу с молодежью вместе могут создать крепкую платформу, которая станет хорошей опорой для творческой молодежи».

С 4 по 6 апреля в Нижнем Новгороде в рамках встречи региональной команды арт-кластера «Таврида» собрались ректоры и проректоры ведущих творческих высших и среднеспециальных учебных заведений и представители региональных органов исполнительной власти, чтобы поразмышлять о возможностях и перспективах развития креативного образования и о том, как совместными усилиями на базе Университета креативных индустрий сделать его более эффективным и продуктивным.

Нижний Новгород – город, который принял у себя большую региональную команду, – по праву считается одним из центров креативных индустрий в России, Нижегородская область входит в шорт-лист премии Russian Creative Awards в номинации «Креативный регион года», уступая только Москве. В основе преображения – концепция, принятая администрацией: превратить город в музей современного искусства, где каждый уголок может стать арт-объектом, нужно только передать его в руки талантливых художников. За несколько лет Нижний Новгород стал настоящей лабораторией, в которой создается живая, работающая, самоактуализирующаяся экосистема, где свободные творцы и молодые профи находят ресурсы и возможности и через реализацию своего потенциала способствуют развитию города.

Коллаборация институтов власти и образования с творцами – будущее креативных индустрий России

Олег БЕРКОВИЧ, заместитель председателя Правительства и министр культуры Нижегородской области, рассказал о первых результатах эксперимента: «В Нижнем уже сформировалась площадка с общей атмосферой, где художники могут творить, получать грантовую поддержку, где выделяются средства на новые постановки в театрах, где творцы получают ресурсы для того, чтобы свободно расти и развиваться. У нас значительно сократился отток молодого населения, более того, многие стали возвращаться на малую родину, находя здесь возможности и перспективы. Ощутимо вырос туристический поток, в рейтингах и урбанистических премиях Нижний Новгород  в числе лидеров.

Такой скачок – это заслуга наших креативных индустрий, работа суперталантливых ребят, заряженных идеей рассказать о городе, в котором можно и нужно творить. Для нас два главных, самых ценных ресурса – талантливые люди и огромный потенциал города. Есть задача – объединить таланты, поддержать их экономически, организационно и законодательно, чтобы в итоге образовалась крепкая платформа. И с этим акцентом на креативные индустрии мы будем жить и дальше. В ближайших планах – работа Школы креативных индустрий, на которую мы выиграли грант: в рамках школы профессиональные творцы будут обучать ребят по 12 творческим направлениям, лучших учеников в перспективе отбирать на работу.

«Таврида» для нас – один из важнейших проектов-партнеров, поэтому в этом году наши ребята туда в очередной раз поедут, представят регион, узнают там много всего нового, с этими знаниями вернутся домой и здесь будут делать классные проекты».

В Тульской области развитие креативных индустрий реализуется через взаимодействие министерств образования, культуры и молодёжной политики. Действуя в одной связке, они образуют единую крепкую структуру. В области проживает более 300 тысяч молодых людей в возрасте 18-35 лет, половина из них – учащиеся высших и среднеспециальных учебных заведений. Потенциально каждый из них может стать участником «Тавриды». Ключевые принципы, которые тут работают – не ограничивать список участников формальными требованиями и через создание новых форматов и возможностей мотивировать творцов к тому, чтобы они сами стремились участвовать в творческих проектах.

Правительство области целенаправленно формирует экосистему, в которой молодежная политика переплетается с развитием креативных индустрий и постоянным совершенствованием образовательной среды. В регионе действуют две арт-резиденции: «Родина» и «ДКЖ», которые, помимо своей постоянной локации, работают на площадках учебных заведений и учреждений культуры. Алексей ДАВЛЕТШИН, министр молодежной политики Тульской области, видит успех работы с молодежью во всем регионе в командном подходе, в коллаборациях и сотрудничестве разных ведомств, учреждений и коллективов.

«Говоря о развитии креативных индустрий, мы говорим не только про традиционные формы творчества, но и в целом про развитие молодежи с точки зрения трендов, высоких технологий, научных процессов, – делится опытом Алексей Давлетшин. – На сегодняшний день в нашей области всю работу по креативному развитию молодежи мы окрасили в историю, связанную с «Тавридой». Все проекты, нацеленные на творчество, в области реализуются на базе арт-резиденций. В числе успешных проектов: театральный баттл, объединяющий в формате соревнования более 20 непрофессиональных театральных коллективов, литературный конкурс «Такое могло произойти только в Тульской области», в котором участники создают новые мифы про малоизвестные туристические объекты, фестиваль «Дикая мята», ставший ежегодной творческой площадкой для молодежи всей страны. «Таврида» – это вишенка на торте всего летнего сезона, место силы и вдохновения, где участники получают тот заряд, который они потом везут в свои регионы». 

Сегодня креативные индустрии — это феномен, который влияет на экономику, инфраструктуру городов, культурный и социальный облик регионов. Такая планка автоматически повышает и уровень требований, предъявляемых к творцам, которые работают в креативных индустриях. Это уже не просто свободные художники, а специалисты с широким кругозором и целым перечнем профессиональных компетенций. А это естественным образом переводит вопрос подготовки кадров для креативных индустрий на уровень образовательных организаций.

«Креативная экономика в прямом смысле  трансформирует города и меняет привычные процессы в смежных индустриях. Очевидно, что этот факт повышает уровень ответственности и требований к молодым творцам, а значит, влияет и на профессиональную подготовку, – размышляет Сергей ПЕРШИН,руководитель арт-кластера «Таврида», генеральный директор АНО «Центр развития культурных инициатив». – Кроме базового академического образования специалисту необходимы прикладные компетенции. При этом со стороны учебных заведений важно помочь свободному художнику и дать ему эффективную траекторию обучения. Сегодня мы обсуждаем с профессиональным сообществом образовательных учреждений, как и куда нам двигаться, разрабатываем проекты, которые уже проходят апробацию на площадках нашего арт-кластера и лягут в основу программ Университета креативных индустрий. Эти программы планируем запустить уже в этом году».

Задача сейчас уже не просто в том, чтобы адаптировать существующие образовательные программы под современные реалии. Система должна становиться гибкой, как серфер, ловить волны и маневрировать между стандартами и трендами, чтобы охватывать интересы самых разных аудиторий. На базе арт-кластера «Таврида» в ходе коллабораций, экспериментов, совместных творческих и профессиональных поисков, художники и эксперты порой делают настоящие открытия, которые становятся очевидными и кажутся естественными после того, как их берут в работу. По опыту «Тавриды» лучшие практики  становятся новыми образовательными программами в учебных заведениях

Одним из самых крупных образовательных партнеров арт-кластера сегодня является ГИТИС, соглашение с которым официально заключено в ходе встречи в Нижнем Новгороде, а по факту длится уже несколько лет в разных форматах и приносит большие плоды не только на уровне успехов отдельных участников – студентов института, но и на уровне всей системы высшего образования.

«Таврида» участвует в очень серьезных институциональных переменах в российском образовании. Например, профессия художника по гриму в России появилась во многом благодаря арт-кластеру. То есть специалисты в этой сфере были, а самой профессии на уровне вузовского образования не было. После продуктивной работы сессии ArtMasters – конкурса специалистов бэкстейдж-профессий – появилась такая профессия, а ГИТИС стал первым высшим учебным заведением, который начал готовить по ней специалистов, рассказываетГригорий ЗАСЛАВСКИЙ, ректор ФГБОУ ВО «Российский институт театрального искусства – ГИТИС. – В этом смысле «Таврида» выполняет важнейшую лоббистскую функцию – привлекает внимание к креативным индустриям и к профессиям, которых де-юре в России по-прежнему не существует. Благодаря «Тавриде» становится более очевидным, что эти новые направления нужно поддерживать. Где-то академическое образование необходимо, а где-то можно придумать новые форматы в рамках университета креативных индустрий. Где-то будет заимствован опыт вузов, а где-то будет создаваться что-то принципиально новое, и это будет менять всю образовательную среду».

В ходе встречи региональной команды «Тавриды» топ-менеджеры вузов и ссузов страны, представители региональных министерств и ведомств, отвечающих за работу с молодежью, приняли участие в стратегической сессии «Меганомика». Задача, которая стояла перед участниками сессий – провести экспертизу актуальной ситуации на рынке креативных индустрий и в системе образования по данным направлениям и, после глубокого анализа потенциала, рисков, угроз и возможностей, разработать проекты, которые уже сегодня можно начинать реализовывать и которые в перспективе смогут в той или иной степени повлиять.

Исследование трендов, которые сегодня наблюдаются в стране, помогло обнаружить такие тенденции, как серьезное увеличение финансовых и ресурсных вливаний в креативную индустрию, массовая цифровизация, рост возможностей для творцов. Результатом двух дней большой командной работы стали проекты, которые в дальнейшем будут реализованы на площадке арт-кластера и в случае успеха внедрены на более масштабном уровне. Так, например, скоро начнет работу оперная лаборатория «Opera Lab» – проект, вдохновленный «Тавридой». Команда творцов разных профессий, задействованных в музыкальном театре, будет в коллаборации создавать оперный спектакль. Приглашенные профессионалы будут выступать в роли наставников и, в перспективе, работодателей для участников. Локация первой постановки – Москва, а уже со следующего года – региональные арт-резиденции федеральной сети «Тавриды».

Главный вывод, который стал одновременно и итогом встречи в Нижнем Новгороде, и хорошей мотивацией для всех её участников, в том, что у креативных индустрий в России, несомненно, большой потенциал. И от того, насколько эффективным будет взаимодействие государства и института образования с творцами, зависит, смогут ли креативные индустрии стать реально значимым сектором экономики.

Именно командная работа в этом направлении – то, на что делает ставку в новом сезоне арт-кластер «Таврида». Его образовательные заезды пройдут с мая по октябрь в Крыму, и регистрация на них уже открыта на сайте проекта.

Справочная информация: «Таврида.АРТ» – экосистема проектов, которая помогает молодым людям реализовать свой профессиональный потенциал в креативных индустриях, культуре и искусстве. Оператор – АНО «Центр развития культурных инициатив». «Таврида.АРТ» входит в федеральный проект «Молодежь России» национального проекта «Образование» и реализуется при поддержке Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь). Свою историю «Таврида» начала в 2015 году, когда получила статус Всероссийского молодежного образовательного форума. За семь лет проект трансформировался в единую экосистему.

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/uI1Ze

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх