Как знание двух языков поможет в профилактике деменции? | Умная Россия

Как знание двух языков поможет в профилактике деменции?

Ученые из России, Великобритании и Германии подтвердили: знание какого-то языка, помимо своего собственного, положительно влияет на нашу память и может уберечь от деменции и других когнитивных нарушений. Разбираемся, к чему пришли ученые в своих исследованиях.

Причина интереса

Наверняка у вас есть привычка, про которую вы можете сказать: «Совмещаю приятное с полезным». Может быть, это ужин без телефона — вы наслаждаетесь едой и при этом не скролите ленту, давая отдых мозгу и глазам. А может быть, это прогулки по кварталу вечером, чтобы разгрузить мозг после работы и лучше спать ночью.

В моем случае такой привычкой является просмотр сериалов на английском без субтитров, чтобы тренировать понимание языка на слух. В очередной раз открыв вкладку с новым сериалом, я задумалась: а как знание второго языка отражается на моём мозге? Есть ли у этого знания долгосрочные положительные последствия?

Как оказалось, есть!

Размер когнитивного резерва решает

В поисках ответа на свой вопрос я обратилась к Гуглу и почти сразу же наткнулась на интересное исследование российских ученых из Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ и великобританских ученых Нортумбрийского университета.

Его результаты опубликованы на сайте НИУ ВШЭ, а в международном журнале Frontiers in Psychology или «Границы в психологии» под названием «Bilingualism and Aging: Implications for (Delaying) Neurocognitive Decline» или «Билингвизм и старение: последствия (замедления) нейрокогнитивного спада» — полный текст статьи. Авторы — Фредерико Галло, сотрудник Института когнитивных нейронаук и его коллеги.

Итак, кратко, к чему пришли исследователи. Наш мозг в разные периоды нашей жизни работает по-разному. В молодости, как правило, лучше. Тогда как к старости, в большинстве случаев, качество его работы снижается, и мы хуже обрабатываем информацию, наша память ухудшается: мы можем не помнить, что случилось вчера, или забыть, что произошло много лет назад. Также страдает способность ориентироваться в пространстве и ухудшается речь: появляются досадные ошибки в построении предложений, правильном употреблении окончаний слов и так далее.

Этот процесс называется когнитивное старение. Однако у разных людей он происходит с разной скоростью. На скорость влияет то, насколько у того или иного человека большой когнитивный резерв — способность мозга справляться с  последствиями повреждений и поддерживать приемлемый уровень работы. Резерв этот развивается в течение всей нашей жизни. И чем он больше, тем лучше для нас.

Что влияет на размер резерва? Количество нейронных связей. Чем их больше, чем они сложнее, тем больше когнитивный резерв и тем незаметнее для нас будут проходить возрастные изменения. На количество и сложность нейронных связей, в свою очередь, оказывают влияние такие факторы:

— есть ли у нас физические нагрузки;

— как мы питаемся;

— какое у нас образование;

— кем мы работаем (наша карьера);

— как мы проводим досуг;

— каково наше социально-экономическое положение, и другие факторы.

Как на размер резерва влияет знание языка и как это отражается на нас в дальнейшем?

Исследователи двух университетов решили понять, как понимание иностранного отражается на работе нашего мозга, когда нам исполняется больше 60 лет. Для этого они провели эксперимент, поучаствовать в котором пригласили 63 людей нужного возраста. Всех их объединяло три вещи:

— у них не было заболеваний нервной системы;

— они знали иностранный язык хотя бы на начальном уровне;

— перед экспериментом все заполнили анкету, которая позволила определить размер их когнитивного резерва. В анкете они, в частности, указали, как давно владеют вторым языком, на каком уровне, и как часто его используют

Участники эксперимента выполнили фланговую задачу Эриксена. Все легко справились. Результаты оказались таковы: чем дольше каждый тестируемый изучал язык, и чем свободнее им владел (то есть чем выше был языковой уровень), тем лучше были результаты теста.

Языковой уровень участников оказал на результаты эксперимента большее влияние, чем  длительность изучения языка. Ученые предполагают, что это связано с тем, что люди с высоким уровнем владения чаще переключаются между двумя языковыми системами, и как следствие, у них больше нейронных связей, связи эти сложнее, соответственно — когнитивный резерв их мозга больше.

*Фланговая задача Эриксена это набор тестов, которые позволяют оценить, насколько хорошо у человека работает:

— избирательное внимание, позволяющее находить информацию/предмет среди других подобных;

— когнитивный контроль: набор исполнительных функций, регулирующих поведение согласно текущей задаче;

— концентрация.

Выполнить задачу надо без промедлений и ошибок. Суть задачи: выбрать один из двух вариантов, соответствующих заданному критерию.

Эта же группа ученых во главе с Фредерико Галло выяснила, что у тех людей, кто практикует иностранный язык часто, заболевания нервной системы, связанные с ухудшением памяти, диагностируются на 5-7 лет позже, а также — дольше сохраняется ясность мышления, чем у тех, кто практикует только один язык (родной).

Так что изучение иностранного языка и билингвизм пусть и не панацея от деменции, но вполне действенный способ смягчить возрастные изменения нашего мозга —  заключают они.

Что говорят наши коллеги из Германии?

Примерно на год позже результаты подобного исследования, было опубликовано учеными из Германии при поддержке Немецкого центра нейродегенеративных заболеваний (Deutsches zentrum für Neurodegenerative Erkrankungen).

Текст можно найти в международном журнале Neurobiology of Aging («Нейробиология старения») под названием «Linking early-life bilingualism and cognitive advantage in older adulthood» (Как связаны билингвизм в раннем возрасте и когнитивные преимущества в пожилом возрасте).

Исследование длилось более 20 лет, в нем приняли участие 746 человек от 59 до 76 лет, 40% из них (примерно 298 человек) не имели проблем с памятью. Остальные участники были пациентами клиник и испытывали спутанность сознания или имели такую проблему, как потеря памяти (деменция, альцгеймер).

Ученые предложили участникам выполнить задачи, связанные с памятью, вычислениями, вниманием, определением размера словарного запаса и принятием решений. Также они просили их вспомнить раннее названные предметы, произносить слова задом наперед, копировать предоставленные для них рисунки.

Какими же оказались результаты? Добровольцы, которые сообщили ученым, что часто говорили на втором языке в возрасте от 13 до 30 лет и от 30 до 65 лет, получили более высокие баллы по каждой из задач по сравнению с теми, кто не владел вторым языком в этом возрасте.

Какие выводы?

По завершении исследования немецкие ученые сделали 3 вывода:

— изучение иностранного языка в детстве и молодости вплоть до 35-45 лет оказывает большее положительное влияние на когнитивные функции мозга в старости, чем изучение языка на более позднем этапе жизни (от 45 лет и старше);

— использование иностранного языка на протяжении всей жизни влияет на качество выполнения когнитивных функций мозгом в старости;

– изменения в сером веществе мозга, а, следственно, и когнитивное старение, происходят медленнее, если человек в юности  и позже изучал иностранный язык.

Таким образом, ученые, как и их российские коллеги, пришли к выводу, что билингвизм может защитить от раннего наступления когнитивных изменений, в частности, деменции, и поддерживать адекватное функционирование мозга в старости.

Критика. Какие перспективы открывают исследования, подобные российскому и немецкому?

Вот как высказались представители научного сообщества.

— Звучит обнадеживающе, но в то же время укладывается в то, что мы уже знаем, — говорит Мигель Арсе Рентерия, нейропсихолог из Колумбийского университета.

— Исследование двуязычия на разных этапах жизни — это уникальный подход. Благодаря впечатляюще большому размеру выборки авторы исследования, вероятно, смогут получить другие результаты, например, влияет ли возраст, в котором человек овладел каждым языком, на его когнитивные способности в дальнейшей жизни.

Однако исследование сосредоточено только на одном аспекте двуязычия: использовании двух языков каждый день в течение длительного периода времени. Другие факторы, например, возраст, в котором два языка были закодированы в памяти, или особый демографический / жизненный опыт двуязычных людей, не учитываются.

Также не учитывается и то, говорили ли участники исследования на иностранном языке каждый день, раз в неделю или раз в месяц. Это поле для дальнейшего исследования, — Бун Лид Ти, невролог из Калифорнийского университета в Сан-Франциско.

С Бун Лид Ти согласилась Эсти Бланко-Элорриета, исследователь языка из Гарвардского университета, которая говорит на 4 языках:

— Исследование действительно довольно узкое. Для будущих исследований крайне важно рассмотреть более широкие преимущества двуязычия, — сказала она.

Автор: Виктория Беляева

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/8WmnT

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх