Эксперт РАНХиГС СПб: о событиях в юриспруденции в 2022 году
Заведующий кафедрой гражданского и трудового права РАНХиГС Санкт-Петербург, доктор юридических наук, главный редактор журнала «Теоретическая и прикладная юриспруденция» Николай Разуваев рассказал, какие события в области юриспруденции 2022 года были особенно примечательны и как они повлияли на общество и бизнес.
Принятый в конце 2021 года Федеральный закон № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», установил принцип единой системы публичной власти на уровне субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 1, в субъектах Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории. Это свидетельствует о сохраняющейся тенденции к усилению централизации публичной власти.
По словам эксперта, за 2022 год произошло несколько основных событий, которые оказали влияние на общество и бизнес. Федеральный закон № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», установивший принцип единой системы публичной власти на уровне субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 1 в субъектах Российской Федерации органы государственной власти и иные органы входят в единую систему публичной власти и осуществляют взаимодействие для решения задач в интересах населения. Это свидетельствует о сохраняющейся тенденции к усилению централизации публичной власти.
Как отмечает специалист, в 2022 году вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон «Об оружии». Эти поправки, были направлены на усиление контроля над хранением и оборотом оружия, а также ужесточение правил приобретения оружия гражданами. Значительные изменения коснулись и трудового законодательства. Они были призваны, стимулировать развитие новых форм трудовых отношений в сфере информационных технологий.
В Постановлении Правительства от 1 июля 2022 года № 1192 был установлен новый порядок взаимодействия информационной системы работодателя, позволяющей обеспечить подписание и хранение электронного документа, а также фиксацию факта его получения сторонами трудовых отношений, с порталом «Госуслуги». Кроме того, в 2022 году введено требование подачи в Пенсионный Фонд сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СТД-СЗ), работодателями, у которых трудятся от 10 работников (вместо 25 и более, как было предусмотрено ранее).
«Данная мера также призвана обеспечить дополнительные гарантии пенсионных прав таких работников, стимулировав тем самым развитие организаций малого и среднего бизнеса, особенно страдающего в последнее время в условиях санкционного давления и иных проблем, стоящих перед российской экономикой. Тем не менее, в текущей экономической ситуации говорить о достаточности указанных мер возможным не представляется. Видимо, в 2023 году можно ожидать принятия новых законодательных мер, направленных на модернизацию хозяйственной деятельности и тем самым на стимулирование деловой активности» — пояснил Николай Разуваев.
Федеральным законом № 545-ФЗ было гарантировано преимущественное право на прием на прежнюю должность мобилизованных, работавших по срочному трудовому договору. Постановлением Правительства РФ от 15.10.2022 № 1839 было временно отменены требования к числу работников ряда организаций. Постановление Правительства РФ от 22.09.2022 № 1677 «О внесении изменений в особенности правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2022 и 2023 годах» установило необходимость временного приостановления трудового договора с мобилизованными работниками вместо его расторжения.
Как считает доктор юридических наук, наиболее важными и значимыми являются изменения, внесенные в гражданское и процессуальное законодательство. Федеральный закон от 28 июня 2022 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установившего право собственности и другие вещные права, создав большую категорию новых объектов прав. Эти изменения были включены в Гражданском кодексе, а именно гл. 6.1 «Недвижимые вещи» и гл. 17.1 «Право собственности и другие вещные права на здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения и машино-места».
«Наконец, в сфере гражданского и арбитражного процесса минувший год ознаменовался изменением некоторых устоявшихся процедур, связанных с участием прокурора в гражданском и арбитражном процессе. А именно Федеральным законом от 7 октября 2022 г. № 387-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статью 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». Давая общую оценку, нельзя не согласиться с опасениями, высказываемыми некоторыми юристами, полагающие, что бесконтрольные возможности прокурора для выступления в качестве стороны на любой стадии дела, в том числе по собственной инициативе, открывает дорогу для произвольного усмотрения должностного лица, подрывающего стабильность судебной процедуры и устойчивость процессуальных прав» — подчеркивает специалист.
В заключение эксперт отметил, что складывающаяся ситуация свидетельствует о необходимости более кардинального изменения законодательства, особенно в той его части, которая затрагивает малый и средний бизнес. Ведь, как мы понимаем, нужды субъектов такого предпринимательства, более эффективно решаются не на федеральном уровне, а на уровне субъектов Российской Федерации.
Между тем в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство относится к предметам исключительного ведения Российской Федерации, регулирующее большинство коммерческих отношений, относится к числу предметов ведения Российской Федерации. Между тем ни конституция, ни ГК РФ не содержат в себе специальных оговорок, в соответствии с которыми законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не являются источниками гражданского права (хотя в состав гражданского законодательства они и не включаются).
По мнению Николая Разуваева — « настало время задуматься над расширением правотворческих прерогатив субъектов Российской Федерации в сфере регулирования имущественных и личных неимущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, то есть в сфере гражданско-правового регулирование. Таким образом, актуальным направлением реформирования российской правовой системы уже сейчас становится включение гражданского законодательства в число предметов совместного ведения федерации и ее субъектов по примеру трудового и социального законодательства».