Изобразительное искусство средневековья
Принято считать, что Средневековье — это темные века, однако на деле все не так однозначно. Средневековье охватывает примерно 1000 лет, и за такой большой срок обстановка в мире претерпевала множество изменений, а вместе с ней культура и искусство.
О странностях человеческого изображения, пародийных маргиналиях и экспрессионистских фигурах
Для того, чтобы понять почему средневековое изобразительное искусство такое, какое оно есть: с его недостатками, страшными, а порой и смешными картинками, необходимо погрузиться в мир людей той эпохи и взглянуть на окружение и быт.
К средневековью великие достижения античности в различных областях, а в особенности знаниях анатомии, будто полностью забылись. Научный подход к изобразительному искусству исчезает и появляются неоднозначные трактовки персонажей из Библии, большое количество бестиариев и уродливые плоские люди. Главная особенность рисования в средневековье – внезапное отсутствие реализма в работах, все те многовековые выстраданные знания о пропорциях, трактаты и учебники словно испарились или резко стали не нужны. Виной тому иные задачи. Художники преследовали исключительно религиозные цели, в таких условиях правильное рисование отходит на задний план, а вперёд выступает смысловая наполненность картины. Люди на изображениях часто лишены адекватных пропорций, в том числе и потому, что рисование с натуры было просто невозможно: оно противоречило церковным правилам. Рисованию как таковому в средние века не учили, просто напросто такой предмет, как изобразительное искусство отсутствовал в учебной программе. Грамотность не была обязательным атрибутом в жизни обычного человека. К 7 веку в средневековой Европе школы античного типа полностью исчезли, повсеместно царила безграмотность и невежество. Неграмотными были многие короли и чиновники. А между тем необходимость грамотных подданных постоянно увеличивалась.
Обучение искусствам — это римская традиция, которая была возрождена на рубеже 5–6 веков. Церковь решила использовать подобный формат, сам институт образования в Средневековье давал почву для любой работы со священным текстом, поэтому ученики овладевали 7 свободными искусствами. К исходу 12 века уровень обучения значительно вырос, школа стала центром интеллектуальной жизни, а преподаватели были авторитетными людьми в народе. Городские школы 12 века возложили в фундамент одно из главных достижений средневековой Европы – университет. В итоге, с изменением тенденций в обществе, античные каноны вновь дали о себе знать. Просто в то Средневековье, каким мы привыкли его считать, античность была неактуальной.
Однако теперь можно подробнее рассмотреть все странности на картинах Средневековья. Как отразилось в творчестве художников безграмотность, попытки выжить и добыть пропитание? В этих условиях сложно было думать о высоком. Хорошо, что хоть кто-то этим занимался в средние века, где религия пронизывала абсолютно всё, и священное и сакральное не боялось быть опороченным или представленным неправильно. Это длилось до конца Средневековья, а в 16 веке, когда протестанты стали обличать католический культ как идолопоклонство, католической церкви нужно было бороться с этим и ответить на критику. В конце концов были созданы новые культы вокруг изображений. Церковь ввела иконографическую реформу. Это и объясняет то невероятное количество странных сакральных изображений, которые граничат с карикатурой и абсурдом. На полях многих картин появляются монахи, епископы, а то и папы с телами зверей и рептилий. Часто фигуры клириков, словно бутоны обрамляют текст, так что грань между персонажами и декором почти стирается.
Один из главных персонажей маргиналий — это гибрид. Например, рыцарь с телом дракона, человек без туловища, но со второй головой на заду, акробат, вырастающий из растительного побега и многое другое. Средневековые мастера не щадили духовенства, и найти какое-то объяснение такому феномену невозможно. Гибрид можно было повстречать абсолютно везде: кентавры, грифоны, сирены – этим фантазия художников не ограничивалась.
В 16 веке протестантская пропаганда стала по-настоящему массовой из-за появления печатного станка. Изображения легко расходились по всей Европе, в то время как на них служители церкви были изображены как хищные звери, апокалиптические змеи или драконы. А демоны, которые сбрасывали этих страшных уродов в преисподнюю, сами напоминали католических клириков своей выбритой головой.
Поразительно то, как удивительное свойство тогдашних изобразительных традиций умудряется пленить глаз. На первый взгляд — это плоские, непропорциональные и порой смешные картинки. Но при всех своих недостатках они создают особую гармонию, имеют видимый стиль и являются совершенно искренним, даже наивным продуктом человеческой фантазии.
Автор: Мария Цыганкова