Фольклор, каноны и моушн-дизайн | Умная Россия

Фольклор, каноны и моушн-дизайн

Фольклор, каноны и моушн-дизайн – несколько слов о новых творцах

Как за несколько дней посмотреть в прошлое, оставаясь в настоящем, заглянуть в будущее, собрать оттуда всё самое интересное и выдать в виде яркого представления? Ответ на этот вопрос знают участники арт-кластера «Таврида». Образовательный заезд «Кириллица» – первый в сезоне-2022 – они посвятили как раз его поиску.

Не так давно Лаборатория креативных исследований Университета креативных индустрий провела анализ потенциала отраслей креативных индустрий в контексте импортозамещения. Итоги исследования руководитель арт-кластера «Таврида» Сергей Першин представил на ПМЭФ. И вот, пожалуй, самым интересным инсайтом исследования оказался тот факт, что молодые специалисты транслируют желание не «импортозамещать», а создавать своё, причем начиная с самого фундамента, с основ. Они к этому готовы и знают, как нужно действовать, а крепкую опору и бесконечный источник вдохновения они видят в общем культурно-историческом бэкграунде. Лучшие традиции, переориентированные на современные реалии, – это хороший фундамент, на котором сегодня можно выстраивать целые отрасли.

«Кириллица» стала этому прямым подтверждением.

Площадка арт-кластера «Таврида» в Капсельской бухте в Крыму на несколько дней превратилась в своего рода «плавильный котел», который объединил арт-школы народного искусства, русского языка и современной литературы, цифровизации и IT-технологий, иконописи и шрифтового дизайна. 430 молодых профи из 73 регионов России, Луганской и Донецкой Народных Республик собрались на образовательном заезде «Кириллица», посвященном Году культурного наследия народов России. Почти неделю они работали, творили, развивали навыки, много общались, учились у экспертов и искали вдохновение. Где-то кропотливо, а где-то и крупными мазками они создавали образ русской многогранной самобытности, такой, какой её видят они, молодые и креативные.

Был задан курс, по которому участникам предстояло двигаться, и цель, к которой нужно было прийти за неделю – всем вместе подготовить театрализованное представление «Кириллица», которое бы показало всё разнообразие культуры народов России. А дальше оставалось только наблюдать за тем, как молодые творцы существовали и раскрывались в предложенных обстоятельствах.

О современной иконе: каноны VS неоновый нимб

Арт-школа иконописи прошла на площадке «Тавриды» впервые. Один из шатров превратился в настоящую мастерскую, где участники под руководством мастеров обучались навыкам настоящих иконописцев. Они изучали историю, каноны и традиции направления и размышляли о том, каким оно должно быть сегодня, в современном мире.

Фольклор, каноны и моушн-дизайн

Пищу для размышлений и дискуссий подбросил гость площадки Артемий Лебедев. На встрече с участниками образовательного заезда, отвечая на вопрос о том, какой должна быть современная икона он выдвинул идею о том, что «возможно, не обязательно рисовать иконы именно так, как их рисовали в XXII веке». Его предложение – «сделать нимб из неона, […] который будет изображать свечение теми средствами, которые были недоступны ранее. […] Это никого никак не оскорбит, но зато, возможно, откроет двери в церковь для молодых».

Молодые иконописцы, в свою очередь, ответили мэтру дизайна по-своему – создали 22 иконы, а также начали работу над большой иконой – образом Цесаревича Алексея, которая будет дописана после заезда и готовая передана Союзу молодых казаков. Все иконы выполнены в рамках канонов современными техниками и материалами.

«В гармонь играем, в бубен бьем»

Участники арт-школы народного искусства – инструменталисты, вокалисты и танцовщики – стали единым сводным ансамблем, которому предстояло подготовить и показать итоговое представление. В основе постановки – новые сказки народов России, на сцене – песни, танцы, сценки, под сценой, как водится, оркестровая яма, в которой расположился ансамбль народных инструментов.

Гладя на то, как современные парни и девушки, оставив джинсы и футболки оверсайз, надев льняные сарафаны и косоворотки, идут в пляс, задорно топоча ногами, пританцовывая, запевая так, что душа сворачивается и разворачивается, играюче и удивительно музыкально, невольно залюбуешься – так они в этом органичны и красивы. Кажется, что народная стихия дает им свободу и право быть собой.

Фольклор, каноны и моушн-дизайн

Как отметил амбассадор «Тавриды» и мастер по народным промыслам Вячеслав Червяков из Липецкой области, «наша культура уникальна, и это, своего рода, самоидентификация человека. Если мы не сохраним то, что создали наши предки, это будет утрачено, и мы просто забудем свою историю».

Новое – это хорошо забытое старое?

«Новые сказки народов России» – так назывался проект, над которым работали участники арт-школы русского языка и современной литературы. За несколько дней на площадке «Тавриды» молодые авторы написали 59 сказок. Хорошо пишется на свежем крымском воздухе, к тому же, как отмечается эксперт арт-школы, первый заместитель главного редактора журнала «Юность» Татьяна Соловьева, «народные мотивы никогда не утратят свою актуальность в творчестве. Сказки – это то, что зашито в наш культурный код, что дорого нам с детства, а их сочинение – отличный способ выйти в большую литературу».

«Новые сказки народов России», написанные участниками на площадке, стали основой для шоу «Кириллица».  Повествование началось с нахождения главными героями – братом и сестрой – дневника путешественника, где были описаны истории о жизни людей в южной, западной, северной и центральной России. И хотя сказки получились новые, в их ключе всё те же вечные темы любви, добра и зла, поиска смыслов, взросления человека и становления его характера.

Участники арт-школы не только сочиняли сказки и чертили планы захвата прилавков в книжных магазинах, были и поэтические вечера, и литературные квизы, и незабываемая ночь сказок под аккомпанемент гуслей и балалаек. 

Вязь, сплетенная в пикселях

Участники арт-школы шрифтового дизайна по-новому смотрели на привычные буквы и придумывали, как гармонично соединить «Аз, Буки, Веди…» и современные возможности графики. На лекциях и мастер-классах они познавали историю зарождения кириллицы, принципы плетения старославянской вязи, основы каллиграфии, а вдохновение находили повсюду: и в природе вокруг, и в исторических источниках, и даже в аниме.

В результате получились моушн-анимации, которые стали видео-оформлением для шоу «Кириллица», афиши и иллюстрации к «Новым сказкам народов России».

Фольклор, каноны и моушн-дизайн

Интересный кейс – партнер арт-школы литературный-художественный журнал «Юность», который традиционно выходит с 1955 года, решил пойти на эксперимент и выбрал иллюстратора из числа участников арт-школы, который создаст обложку ноябрьского номера. Им стала 19-летняя художница Полина Карева из Владивостока.

Когда Кириллица и NFT-токен встретились одном предложении

Весь образовательный заезд «Кириллица» навсегда сохранен в цифровом пространстве – участники арт-школы цифровизации и IT создали его двойник-сайт с результатами работы его участников. 5000 снимков, собранных со всех арт-школ, они соединили в фотографию-мозайку – NFT-токен. Сайт постепенно будет наполняться, уже скоро там появятся выпуски подкаста с записанными «Новыми сказками народов России» и бесконечный хоровод из букв и анимации в формате AR.

Вместо заключения

Молодые творцы сегодня – кто они? Это новое смелое поколение, которое, во-первых, любит и хочет знать культуру. Они в ней как-будто свободнее и счастливее. Балалайка и дреды – да, сочетается, бритые виски и косоворотка – тоже можно, стоять на дирижерской тумбе и махать, танцуя, – в самый раз. Им предлагают расписать балалайки и гусли, и они, вкладывая душу, разрисовывают их традиционными орнаментами и дарят детям из местного Дома детского творчества. Им предлагают написать музыку, а они накладывают бит на «Калинку-малинку». И ведь хорошо получается – талантливо, стильно, интересно. И не потому, что свое придумать не могут – могут ещё как. Но вот почему-то мурашки у всех синхронно бегут от знакомых нот. Современная икона – строгие каноны, пришедшие из Византии XXI века или неоновый нимб, чтоб было ярко и на этот свет слетались мотыльки-подростки?

Они хотят по-своему: красиво, эстетично, с уважением к учителям, с трепетом к наследию, с желанием сохранить лучшее и вдохнуть в него свежий воздух.

Образовательный сезон-2022 арт-кластера «Таврида» в Крыму только начался. Уже 28 июня стартует следующий заезд  «В движении», который соберет на площадке участников арт-школ боевых искусств, экологии и современной хореографии. А впереди и музыка от классики до джаза, и театр, и промышленный дизайн, и индустрия моды, и много чего ещё. Кульминация сезона – фестиваль «Тарида.АРТ» – пройдет с 15 по 19 августа и соберет 4000 участников. Регистрация на образовательные заезды и фестиваль открыта на сайте tavrida.art

Короткая ссылка на эту статью: https://cleverrussia.ru/CIbGJ

Редакция журнала Умная Россия. Мы ищем материалы, которые будут для вас полезны. Если у вас есть предложения, просим высылать их на почту: news@cleverrussia.ru

Наверх