ВНИМАНИЕ!

В своей деятельности Редакция журнала «Умная Россия» руководствуется Конституцией России, а именно 29 статьёй, которая гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру.

Если у Вас есть претензии к конституции — обратитесь в Конституционный суд.

Материалы сайта могут травмировать психику и заставить задуматься, поэтому мы рекомендуем наш контент для пользователей старше 18 лет.

Вам исполнилось 18?

ДаНет
Вы здесь
Домашняя страница > Культура > Чёрно-белый джаз

Чёрно-белый джаз

2 марта 2017 года в музейно-выставочном центре РОСФОТО состоялось торжественное открытие выставки работ Александра Смирнова «Ритм. Джазовая фотография», посвящённой героям советской и международной джазовой сцены.

Выставка «Ритм. Джазовая фотография» — это путешествие в другой мир, где во главе всего царит джаз. На протяжении 15 лет профессиональный фотограф Александр Смирнов по кусочкам собирал целую историю советского и международного джаза. Судьба свела его с этой музыкой ещё в университете общественных профессий ДК им. С. М. Кирова, когда он получил задание, связанное с джазовым клубом «Квадрат». И с тех пор фотографу удалось поработать с множеством известных джазовых исполнителей.

На выставке представлены фотографии звёзд советской и международной джазовой сцены: Кенни Болл, Игорь Бутман, Владимир Волков, Сергей Манукян, Алексей Канунников, Владимир Чекасин, Владимир Фейертаг, Билли Тэйлор, Олег Лундстрем, Эльвина Макарян, Сергей Курёхин, Давид Голощёкин и многие другие. «Ему удаётся запечатлеть не столько образ музыканта, сколько его характер. Поэтому музыканты зачастую любили, когда он снимал. Он очень тактичен, очень внимателен к ним. И это видно на фотографиях. И даже если он иронизирует своей фотографией, то он делает это не зло», — говорит куратор выставки Игорь Лебедев.

Сам Александр Смирнов довольно просто описывает свою работу: «Нет никакой разницы между фотографированием джазовых исполнителей и, например, моделей. Есть разница во внутренних ощущениях. Снимать всегда приятнее то, что тебе интересно. Это отражается и на качестве снимков. А интересно может быть что угодно». Но рассматривая фотографии именитых джазменов, сложно поверить в то, что такие эмоциональные, живые снимки были созданы благодаря только одному интересу фотографа. И куратор выставки рассказывает о самом важном для фотографа в работе с музыкой. «Ему важно почувствовать её. Потому что он снимает не джазового музыканта, а музыку. А музыка — это ритм, а ритм — это момент. И этот момент единственный, который в результате и раскрывает в образе фотограф. И если ты не снял сейчас, то потом шанса уже не будет».

Александр вошёл в тройку ведущих джазовых фотографов СССР, а в 1987 году на джазовом фестивале в Таллине был назван лучшим джазовым фотографом Советского Союза. И всё это во многом благодаря тому, что он умел ждать. Как говорит во многих интервью сам фотограф, «самое ценное и самое сложное — это когда фотограф ждёт. Ждёт тот момент». На выставке представлена интересная фотография. Её предыстория состоит в том, что трубач Кенни Болл играет длинную композицию в течение 20 минут с закрытыми глазами. И только на 1 секунду он открывает глаз, и именно этот момент «ловит» Александр Смирнов. Созданные фотографом портреты джазовых музыкантов полны творческой свободы, в них отражается характер и индивидуальность исполнителей. Где-то кадры слегка юмористические, где-то показано напряжение, а на каких-то снимках мы видим истинное наслаждение музыканта тем, что он делает. Создаётся ощущение, что люди на фотографиях вот-вот оживут и наполнят залы яркой, динамичной и звонкой джазовой музыкой. Изучая фотографии Александра Смирнова, можно увидеть множество счастливых людей, занимающихся любимым делом и запечатлённых человеком, не менее счастливым.

«На моих фотографиях преобладают эмоции, т. к. это всё музыка», — описывает свою работу Александр Смирнов. И именно этим его фотографии отличаются от сделанных другими фотографами. «Что такое хорошая фотография для фотографа, работающего с исполнителями? Я думаю, это та, которая полностью и очень ярко раскрывает эмоцию музыканта, которая связана с музыкой», — говорит Игорь Лебедев. А благодаря тому, что на выставке представлено видеоинтервью самого фотографа, съёмки джазовых концертов и везде звучит спонтанный и энергичный джаз, посетители могут окунуться в мир чувств и эмоций советских и гастролировавших по миру иностранных джазменов.

Работы Александра Смирнова составляют целую «историю джаза в лицах», как поясняет куратор выставки. «Это иллюстрации вообще всего, что было в джазе в определённый момент. Александр говорит, что он никогда не думал об этом. Но сейчас сам понимает, что это так. И, возможно, это была подспудная идея. Он всё время снимал новых музыкантов и что-то интересное. По его снимкам можно сравнивать, как по-разному они ведут себя, их экспрессию. И для человека, не углублённого в джаз, эта музыка может показаться достаточно однотипной. Но именно эмоциональность музыкантов, которая характеризует их самих, отличает и джаз от других направлений. Возможно, это говорит о музыке больше, чем сама музыка, которую мы слушаем».

Это выставка не только о музыкантах, но о джазе в целом, о его притягательности, загадочности и чувственности. Но, прежде всего, это выставка о самом фотографе, Александре Смирнове. Как говорит Игорь Лебедев, «если фотография хорошая, то больше всего зрителю интересен герой, а о самом фотографе забывают». Это нелёгкая судьба для человека творческой направленности. И на выставке «Ритм. Джазовая фотография» нам выпадает редкий шанс познакомиться с самим создателем прекрасных фотографий. Фотовыставка будет проходить в музейно-выставочном центре РОСФОТО до 9 апреля 2017 года. Стоимость билетов уточняйте на сайте.

Автор: Надежда Васильева

Top