Чем «смерть героя» Олдингтона похожа на музыкальное произведение?
«Смерть героя» Р. Олдингтона— это интеллектуальный социально-политический роман с сатирической направленностью, роман-трагедия роман-симфония, который был написан в 1926 году.
Это антивоенное произведение посвящено «потерянному поколению» и тому, как человек теряет себя на войне. Олдингтон критикует английское общество начала века, а также подвергает осуждению бессмысленность и безумие войны.
1920-е годы считаются «веком джаза», который в своих произведениях упоминают многие писатели «потерянного поколения», а свое начало джаз как музыкальное искусство берет на рубеже XIX-XX столетий. Олдингтон выбрал композиционную форму романа-джаза для того, чтобы передать атмосферу эпохи и выделить проблематику произведения. Поэтому в «Смерти героя» нашли свое применение такие особенности джазовых композиций, как частая смена ритма, нетрадиционные приемы интонированная и непоследовательность.
Связь своего произведения с музыкальным жанром Ричард Олдингтон признавал и сам называл «Смерть героя» романом-джазом, например, в письме к Олкотту Гловеру писатель отметил: “Техника этой книги, если тут вообще можно обнаружить какую-либо технику, та же, что я изобрел, когда писал свою длинную современную поэму под названием “Простак в лесу”… Кое-кто назвал ее “джазовой поэзией”; а теперь я написал, очевидно, джазовый роман».
Роман «Смерть героя» Р. Олдингтона состоит из трех частей, пролога и эпилога, представленного стихотворением. Каждая из частей названа определенным музыкальным термином, отображающим темп течения времени в произведении, который зависит от происходящих событий и внутренних ощущений персонажей. Например, на войне время растягивается, а в викторианской Англии— сжимается.
«Джазовость» в произведении ощутима не только в композиции произведения, но и в его стилистике, проблематике и способе изображения героев.
В романе пять основных персонажей: рассказчик, назвавшийся фронтовым другом Джорджа, а также отец, мать, жена и любовница погибшего. Каждый из них исполняет свою комическую «импровизацию» на печальную тему «смерти героя», что в сочетании с высоким пафосом классического произведения показывает трагичность, «разорванность» «потерянного поколения».
Пролог романа называется «Allegretto», что в музыкальном произведении означает «умеренно-быстрое» исполнение. В этой небольшой части произведения показана реакция близких Джорджа на его смерть. Таким образом, в прологе сразу показан исход. Благодаря этому в произведении отсутствуют классические для романа сюжетное напряжение и интрига, что фокусирует читательское внимание не на развитии событий, а на причинах случившегося с Джорджем и его ровесниками.
Рассказчик в прологе излагает события в синкопическом ритме, без последовательности переключаясь с одного воспоминания на другое, что обусловлено его отношением к войне, смерти друга и реакции близких Джорджа на его гибель. При этом в «Allegretto» звучит и обвинение, и гнев, и злая ирония, и пафос, и печаль, что делает эту часть романа хлесткой и показательной. В прологе также даны меткие характеристики основных персонажей («Миссис Уинтерборн была уже вполне зрелая матрона, однако она предпочитает воображать себя очаровательной семнадцатилетней девушкой», «родители Джорджа были нелепы до карикатурности»).
Первая часть романа называется «Vivace», что значит «быстро, живо».
Эта часть посвящена биографии Джорджа, фоном к которой служит заплесневелый консерватизм, лицемерие имущих классов и мелочность аристократов времен королевы Виктории, «оседлавшей волю народа». В стиле хлесткого гротеска описаны неприятные фигуры «милого папы», эгоиста и мастера портить людям жизнь, и «милой мамы», циничной и тщеславной женщины. При этом Олдингтон в общих чертах обрисовал причины (кроющиеся в основном в воспитании), по которым образы родителей погибшего получились настолько отталкивающими.
Первая часть «Vivace» описывает «воспитание» героя в семье, а вторая— в военной школе. Джордж также должен был стать продуктом английской системы воспитания, солдатом— бездушной машиной для убийства, однако в душе поэта все восставало против этого, а гордыня колонизаторской Великобритании была ему ненавистна.
Быстрый темп повествования в этой части используется не только потому, что в ней охвачен долгий промежуток времени, но также для того, что бы подчеркнуть бессмысленность и суетность существования действующих лиц.
Вторая часть «Смерти героя» называется «Andante cantabile», что подразумевает медленное, певучее исполнение. Такое название объясняется любовными переживаниями Джорджа и его интимными отношениями с Элизабет и Фанни, которые описаны в этом фрагменте произведения.
Также для того, чтобы показать, как формировалось «потерянное поколение», Олдингтон в этой части показывает полубогемную жизнь Джорджа в Лондоне, его быт и детально передает атмосферу английской интеллигентной среды того времени.
Используя саркастический тон, писатель непоследовательно описывает довоенные моменты жизни Джорджа, а также предполагает причины морального падения героя, среди которых выделяются его любовные отношения.
Разочаровавшись в интеллигентной среде и запутавшись в личной жизни, герой отправляется добровольцем на фронт, что лишь усиливает его разочарование и приводит к смерти.
Третья часть романа называется «Adagio», что значит «медленно, протяжно, растягивая тему». Адажио должно быть медленнее, чем аданте, это способ создать контраст с более быстрым темпом других частей. Одним из самых известных музыкальных произведений, которые полностью написаны в темпе адажио, является «Альбиони Адажио», которое является самым исполняемым на похоронных церемониях и ассоциируется с человеческим горем.
«Adagio» в романе подводит итог жизни героя. Война истощает героя, как физически, так и морально, и в конце концов доводит Джорджа до самоубийства в последний день войны: «Он почувствовал, что сходит с ума, и вскочил. Пулеметная очередь стальным бичом яростно хлестнула его по груди. Вселенная взорвалась, и все поглотила тьма».
В этой части события изложены с хронологической последовательностью, в отличие от других частей, в которых повествование больше похоже на поток сознания. Так «Adagio» контрастирует с «Vivace» и «Andante cantabile» не только за счет более медленного темпа, но и благодаря преимущественно последовательному изложению событий, фиксирующему различные состояния действительности.
Также третья часть описывает «смерть героя» изнутри, глазами самого героя, без каких-либо раздумий и выводов, в то время как в прологе то же событие передается с элементами авторского восприятия, показывающие его отношение к войне: «Смерть Джорджа для меня— это мерзко, подло и никому не нужно, какая это треклятая бессмыслица и никому не нужная пытка».
В композиция романа «Смерть героя» присутствует множество черт, характерных для джазовых композиций, например синкопичность повествования, постоянная смена ритма, хаотичность сцен и событий, импровизация, сочетание противоположностей (саркастичности и грусти, пафоса и иронии), порывистая экспрессия. Также «джазовость» произведения обозначена и семантически: каждая часть названа музыкальным термином, обозначающим смену музыкального ритма.
Помимо этого, важной композиционной особенностью произведения является несвойственная жанру романа музыкальная завершенность, так как «Смерть героя» начинается и заканчивается одним и тем же событием, описанным с разных точек зрения.
Следует упомянуть, что роман носит такое же название, что и третья часть 12-й сонаты Бетховена, которая представляет собой печальный марш на смерть героя.
Своеобразная «музыкальность» композиции «Смерти героя» способствует раскрытию проблематики романа, помогает передать настроение эпохи «потерянного поколения», представители которого были опустошены разочарованием, а их ожидания, надежды и мечты были обмануты. А сам роман— это «надгробный плач, слабая попытка создать памятник поколению, которое на много надеялось, честно боролось и глубоко страдало».
Автор: Андронова Иоланта